НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА «СЕМЕЙНЫЙ ТЬЮТОР»
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-5-51-57
Рассматривается вопрос об оказании социально-педагогической помощи ребенку из неблагополучной семьи. Представлены результаты изучения проблемы «ребенок в неблагополучной семье» и сделано заключение о том, что ребенок в такой семье лишен родительского внимания, надзора, заботы, испытывает трудности в отношениях со сверстниками и педагогами. Дан обзор известных моделей деятельности с неблагополучной семьей, названы нетрадиционные формы работы с неблагополучной семьей. Имеющийся опыт показывает, что на сегодня недостаточно разработано направление помощи ребенку из неблагополучной семьи. Ребенку, растущему в неблагополучной семье, недостает значимого взрослого. Таким значимым взрослым может стать студент-наставник, «семейный тьютор». Наличие наставника у ребенка будет способствовать снижению внутрисемейных конфликтов, улучшит детско-родительские отношения и, возможно, предотвратит социальное сиротство. В связи с этим в рамках участия в конкурсе «Курс на семью», организованном фондом Тимченко, был разработан проект «Семейный тьютор». Реализация проекта включала в себя: подбор студентов, заинтересованных в участии в проекте; их обучение; определение группы детей, нуждающихся в наставниках; создание пар «ребенок–тьютор»; заключение договоров с семьями. На сегодняшний день создано 10 пар, работу студентов сопровождают кураторы, авторы проекта. Об актуальности и практической значимости проекта говорит тот факт, что проект «Семейный тьютор» поддержан благотворительным фондом Тимченко на втором этапе конкурса грантов «Курс на семью».
Ключевые слова: неблагополучная семья, ребенок в неблагополучной семье, студент-тьютор, сопровождение, социально-педагогическая помощь
Библиография:
1. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. М.: Изд-во ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003. 272 с.
2. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2001. 336 с.
3. Шульга Т. И. Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вестник Московского гос. областного ун-та. 2011. № 3. С. 136–141.
4. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2005. 254 с.
5. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2002. 254 с.
6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ.
7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ.
8. Холостова Е. И., Климантова Г. И. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации. 4-е изд. М.: Дашков и К, 2018. 752 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/513854 (дата обращения: 16.01.2020).
9. Каталог лучших практик родительского просвещения и взаимодействия семьи и школы: метод. пособие для учителей. М.: Просвещение, 2017. 607 с.
10. Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 152 с.
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 51 — 57
Скачиваний: 1018