МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-167-179
Рассматривается проблема разработки и внедрения модели обучения людей третьего возраста, направленная на развитие их социальной компетентности. Проблема обучения людей третьего возраста является актуальной и решается в работах отечественных и зарубежных исследований с позиций формирования и развития определенных компетенций в условиях непрерывного образования. Обучение людей третьего возраста – это процесс, основанный на фундаментальных положениях андрагогики, герогогики, осуществляемый с учетом индивидуальных, психологических и социальных особенностей обучающихся, направленный на раскрытие потенциальных возможностей, адаптацию, социализацию и самоактуализацию людей после выхода на пенсию и прекращения профессиональной деятельности, что формирует у них социальную компетентность, а также позволяет выработать эффективные стратегии адаптивного поведения и научиться жить в условиях неопределенности. Методологической основой указанного процесса являются личностно ориентированный, деятельностный, аксиологический подходы. Настоящее исследование построено в рамках компетентностного подхода, ориентированного на освоение универсальных компетенций, к числу которых относится социальная компетентность. Разработанная и внедренная в образовательный процесс Высшей народной школы модель построена на андрагогических и геронтологических принципах и включает в себя четыре взаимосвязанных блока: целевой, содержательный, организационный, результативный. Особое место в модели отведено программе развития социальной компетентности. Представленная модель предполагает реализацию в процессе обучения таких психолого-педагогических условий, которые оказывают влияние на эффективность процесса развития социальной компетентности у людей третьего возраста. Внедренная модель обучения показала свою действенность в развитии социальной компетентности людей третьего возраста и способствовала социально-психологической адаптации, социализации и самоактуализации людей третьего возраста в современных динамично развивающихся условиях.
Ключевые слова: методологическая основа обучения людей третьего возраста, компетентностный подход, компетенция, компетентность, непрерывное образование, Высшая народная школа, обучение людей третьего возраста, социальная компетентность
Библиография:
1. Бильданова В. Р. Социально-психологический портрет студента института третьего возраста. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5. С. 258–265.
2. Архипова О. В. Обучение как условие успешной адаптации пожилых людей в стационарных условиях: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: МПСУ, 2011. 20 с.
3. Ермолаева М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход: дис. … д-ра психол. наук. М., 2010. 484 с.
4. Краснова О. В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. № 2. С. 96–106.
5. Белов С. В. Формирование информационной грамотности у людей третьего возраста: дис. … канд. пед. наук. Н/Новгород, 2015. 217 с.
6. Глуханюк Н. С., Сергеева Т. Б. Психология позднего возраста: результаты исследований. Екатеринбург, 2017. 126 с.
7. Гордина О. В., Гордин А. И. Непрерывное образование как фактор социализации людей третьего возраста // КПЖ. 2015. № 6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-kak-faktor-sotsializatsiilyudey-tretiego-vozrasta (дата обращения: 27.01.2020).
8. Бондаревская Е. В. Личностно ориентированный подход как технология модернизации образования // Методист. 2003. № 2. С. 2–6.
9. Зимняя И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Материалы XV Всерос. научно-метод. конф. «Проблемы качества образования». М., 2005. Кн. 2. С. 5–26.
10. Маланов И. А., Шмонина Н. И. Особенности моделирования процесса обучения людей «третьего» возраста // Труды Братского гос. ун-та: Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. С. 87–92.
11. Кононыгина Т. М. Геронтообразование: навстречу потребностям пожилых // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 248–273.
12. Маланов И. А., Шмонина Н. И. Компетентностный подход в обучении людей третьего возраста // Совершенствование качества образования: материалы XVI (XXXII) Всерос. научно-метод. конф.: в 2 ч. Братск: Изд-во БрГУ, 2019. Ч. 1. С. 243–246.
13. Черных А. Н. Технологии образования взрослых // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы 15-й Междунар. научно-практ. конф. СПб.: Экспресс, 2014. С. 234–239.
14. Шмонина Н. И. Обоснование программы обучения людей «третьего» возраста в Высшей народной школе // Современное педагогическое образование. 2018. № 2. С. 148–150.
15. Кононыгина Т. М. Управление геронтообразованием: становление, функционирование, перспективы: дис. ... канд. социол. наук. Орел, 2004. 240 c.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 167 — 179
Скачиваний: 750