ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ АСПИРАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЦЕНАРНО-СОБЫТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-113-123
Актуальность и эвристическая ценность статьи заключается в том, что представленные в ней материалы дадут основания исследователям, научным руководителям аспирантов, организаторам науки и самим аспирантам осмыслить то, каким образом обеспечить наибольшую продуктивность подготовки кадров высшей квалификации, повысить престижность научно-исследовательской деятельности. Проблема современного аспиранта состоит не в том, что он не в состоянии обобщить известные материалы, и не в том, что он не может предложить что-то новое в своей области знания, но в том, как проверить эффективность того, что предлагается, как органично «вписать» теорию в экспериментальные конструкции. Проще говоря, как выстроить релевантный эксперимент. Именно в этом видится главная ценность изложенных в статье материалов, которые помогут субъектам данного процесса наиболее обоснованно подойти к выбору подходов к организации аспирантской подготовки, методов и методик экспериментального исследования, выстраиванию его содержания и представлению результатов. Предметом работы являются механизмы (подходы, способы, средства) исследования готовности аспирантов к научно-исследовательской деятельности в условиях сценарно-событийной организации образовательного процесса. Новизна работы состоит в том, что в ней показано, каким образом один из главных компонентов продуктивности аспирантской подготовки – готовность к научно-исследовательской деятельности – может быть квалиметрически оценена посредством измерения трех составляющих: уровня самореализации; мотивации и сформированности соответствующих компетенций. Практическая значимость работы видится в применении моделей сценарного подхода к подготовке аспирантов и встраивании в эти модели различного рода «событийности», в системном построении основных этапов экспериментальной работы и интерпретации его результатов по каждому из измеряемых параметров.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, готовность к самореализации, мотивация, сформированность научно-исследовательских компетенций, сценарно-событийная организация образовательного процесса в аспирантуре
Библиография:
1. Агеев А. И., Зайцева Ю. С., Зендриков К. Ю. Сценарный подход в стратегическом управлении муниципальным образованием // Экономические стратегии. 2008. Т. 10, № 5-6 (63-64). С. 134–141.
2. Анисимова Т. С., Кореневская А. В. Общие тенденции развития моделей подготовки кадров высшей квалификации в европейской и российской аспирантуре и докторантуре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S2. С. 86–93. URL: http://e-koncept.ru/2017/470024.htm (дата обращения: 25.01.2020).
3. Гвильдис Т. Ю. Аспирантура в структуре высшего образования // Вопросы современной науки и практики. 2014. № 4 (54). С. 169–178.
4. Калгин А. С., Калгина О. В., Лебедева А. А. Оценка публикационной активности как способ измерения результативности труда ученых и ее связь с мотивацией // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 44–86.
5. Бекова С. К., Джафарова З. И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87–108.
6. Афанасьев В. В., Морозова Н. А. Сценарный подход к перспективному планированию содержания занятий с аспирантами в процессе освоения учебных дисциплин // Вестник Московского ун-та. Серия 20: Педагогическое образование. 2019. № 1. С. 101–109.
7. Афанасьев В. В., Ковалев Г. Н., Афанасьев И. В., Куницына С. М. Экспериментальное исследование уровня подготовки аспирантов в условиях сценарной организации образовательного процесса // Высшее образование сегодня. 2020. № 3. С. 21–29.
8. Афанасьев В. В., Афанасьев И. В., Куницына С. М. Организация учебной и научно-исследовательской деятельности аспирантов на основе сценарного подхода // Казанский пед. журнал. 2020. № 1. С. 61–69.
9. Афанасьев И. В. Проектирование и технология реализации образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации в вузе // Проблемы современного образования. 2020. № 2. С. 183–191.
10. Нечаев В. Д., Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Карзубов Д. Н. Направления совершенствования программ аспирантуры по укрупненной группе специальностей и направлений «образование и педагогические науки»: результаты экспертного опроса // Ценности и Смыслы. 2016. № 5 (45). С. 10–31.
11. Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. На пути к новой модели аспирантуры: опыт совершенствования аспирантских программ в российских вузах // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 8–42.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 113 — 123
Скачиваний: 704