ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НОВОЙ ИСТОРИИ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИСТОРИКОВ В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-83-90
Рассмотрены методические особенности курса «Новая история стран Азии и Африки», читаемого автором для студентов-историков в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ), с опорой на краткий сравнительный анализ учебников по соответствующей проблематике. Обоснованы хронологические рамки курса, базирующиеся на востоковедческом подходе. Предложена авторская версия структуры курса, основанная на концепции «вызов-и-ответ» А. Дж. Тойнби. Охарактеризована теоретическая база курса, включающая цивилизационный подход, элементы марксистской теории и теории модернизации.
Ключевые слова: методика преподавания истории в вузе, Новая история стран Азии и Африки
Библиография:
1. Новая история стран Европы и Америки: Первый период: учеб. для вузов по спец. «История» / под ред. А. В. Адо. М.: Высшая школа, 1986. 622 с.
2. Губер А. А. и др. Новая история стран Азии и Африки. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1982. 560 с.
3. Новая история стран Европы и Америки. XVI–XIX века: учеб. для студентов вузов: в 3 ч. / под ред. A. M. Родригеса, М. В. Пономарева. М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2005. Ч. 1. 528 с.; 2010. Ч. 2. 621 с.; 2008. Ч. 3. 420 с.
4. Новая история стран Азии и Африки: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 3 ч. / под ред. А. М. Родригеса. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004. Ч. 1. 400 с.; Ч. 2. 463 с.; Ч. 3. 511 с.
5. Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества (история и проблемы). М.: Восточная литература, РАН, 1996. 406 с.
6. Новая история стран Европы и Америки: учеб. для вузов / под ред. И. М. Кривогуза. 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005. 909 с.
7. Тойнби А. Дж. Постижение истории: пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 736 с.
8. Морозов Н. М. Понятие «цивилизационный подход» в отечественной историографии на рубеже XX–XXI веков // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2011. № 23 (238). История. Вып. 47. С. 104–114.
9. Лубский А. А. Цивилизационный подход // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / отв. ред. А. О. Чубарьян. М.: Аквилон, 2014. С. 532–535.
10. История Востока: в 6 т. / отв. ред. Л. Б. Алаев и др. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2004. Т. 3. 696 с.; Т. 4, кн. 1. 608 с.
11. Эйзенштадт Ш. Новая парадигма модернизации. Распад ранней парадигмы модернизации и пересмотр соотношения между традицией и современностью // Сравнительное изучение цивилизаций: учеб. пособие для студентов вузов / сост. Б. С. Ерасов. М.: Аспект-Пресс, 1998. С. 470–479.
12. Васильев Л. С. История Востока: учебник: в 2 т. 4-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. Т. 1. 512 с.; Т. 2. 575 с.
13. Мухин О. Н. «Больше модернов, хороших и разных?»: специфика модернизации в незападных обществах (проблемы теории) // Цивилизации. Вып. 10: Модернизация и цивилизационные вызовы XXI века / отв. ред. А. О. Чубарьян; сост. О. В. Воробьева. М.: Наука, 2015. С. 16–30.
14. Мухин О. Н. Личность Петра I в контексте специфики процессов российской модернизации: историко-психологический анализ. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2014. 448 с.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 83 — 90
Скачиваний: 739