ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕМАТИКЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-3-215-223
Рассмотрены способы взаимодействия родителей и детей, ориентированные на развитие интереса младшего школьника к математике. Родители испытывают серьезные затруднения в организации собственной помощи детям не только в рамках домашней самостоятельной работы, но и при выполнении различных творческих работ по математике, что затрудняет решение указанной проблемы. Материалом исследования послужили результаты анкетирования родителей, на основе которых раскрывается их позиция по вопросу организации работы по развитию интереса младших школьников к математике. Обозначенную проблему традиционно решает педагог на уроке, а при организации внеурочной деятельности привлекает к этому родителей. По отношению к взрослым педагог занимает авторитарную позицию. Он определяет, какие трудности испытывает ученик в изучении отдельных предметов и какую помощь могут оказать родители. Обозначенный вариант взаимодействия взрослых приводит к тому, что и родители занимают авторитарную позицию при организации самостоятельной деятельности младших школьников. В то время как развитие интереса к обучению в школе, в том числе и к учебным предметам, требует изменение позиции взрослых. В связи с этим целесообразно информирование родителей о способах развития у младших школьников интереса к математике, о способах организации деятельности по их реализации, что может оказать существенное влияние на успешность младшего школьника в освоении содержания начального курса математики. Для осознания родителями значимости нового способа организации совместной деятельности возникает необходимость в изменении позиции учителя с авторитарной на партнерскую. Это позволяет создать условия для овладения приемами продуктивного взаимодействия, направленными на развитие у младших школьников интереса к математике и математической деятельности.
Ключевые слова: математическая деятельность, интерес, приемы организации взаимодействия, младший школьник, родители
Библиография:
1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506р. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.12.2019).
2. Рубинштейн C. Л. Обучение и развитие // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 57–84.
3. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71–91.
4. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики: библиотека учителя. М.: Педагогика, 1984. 96 с.
5. Поздеева С. И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск: Дельтаплан, 2004. 311 с.
6. Никитина Л. А., Поздеева С. И. Педагогическое наследие Г. Н. Прозументовой как ориентир для науки и образовательной практики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 7–14.
7. Белошистая А. В., Левитес В. В. Развитие логического мышления младших школьников: учеб. пособие для акад. бакалавриата. 2-е изд. М.: Моск. психолого-социальный ун-т, 2019. 132 с.
8. Никитина Л. А. Методическая организация совместной деятельности: проблемные точки деятельности педагога начальной школы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 120–125.
9. Королева Д. Б., Поздеева С. И. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции на основе педагогики совместной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 1 (178). С. 114–117.
10. Петерсон Л. Г. Как увлечь ребенка математикой. URL: https://mel.fm/shkola/3579802-peterson_math (дата обращения: 15.12.2019).
11. Рубцов В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии. 1998. 12. № 5. С. 54–69.
12. Аргинская И. И., Ивановская Е. И., Кормишина С. Н. Математика: учеб. для 4 класса: в 2 ч. Самара, 2012. 127 с.
13. Белошистая А. В. Обучение решению задач по математике: учеб. пособие. 4-й класс. М.: Экзамен, 2010. 285 с.
14. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 215 — 223
Скачиваний: 734