ОЦЕНИВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-3-127-134
В мониторинге качества профессиональной подготовки студентов особое место занимает оценивание сформированности общих компетенций. Рассматривается проблема оценивания общих компетенций в ходе реализации программы подготовки специалистов, описаны опыты оценивания общих компетенций другими исследователями и предложена система оценивания с учетом функциональных компонентов компетенций. Установлена необходимость поэтапной ступенчатой системы оценивания промежуточных результатов обучения, предусматривающая мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты компетенций. Предлагается комплексный подход к оцениванию общих компетенций, заключающийся в промежуточной конкретизации конечных результатов обучения, формировании фонда оценочных средств, включающего тесты, анкеты и опросники для оценивания личностных качеств студента, комплексные междисциплинарные тесты для оценивания когнитивных составляющих компетенций и введения балльно-рейтинговой системы для оценивания деятельности студентов.
Ключевые слова: общие компетенции, оценивание компетенций, образовательный результат, балльно-рейтинговая система, конкретизирующая таблица общих компетенций, компоненты компетенций
Библиография:
1. Хлопова Т. П., Романова М. Л., Шапошникова Т. Л. Мониторинг качества образования в современных условиях. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. технолог. ун-та, 2013. 166 с.
2. Shaw S. Development of Core Skills training in the Partner Countries. ETF, 1998.
3. Голуб Г. Б., Коган Е. Я., Фишман И. С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетенций выпускников УНПО: подходы и процедуры // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 169. URL: https://vo.hse.ru/2008--2/26557884.html (дата обращения: 12.06.2018).
4. Пищулин В. Н. Профессиональная компетентность специалиста в контексте модернизации образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и современные проблемы модернизации образования». М.: МПГУ, 2004. С. 415–419.
5. Зеер Э. Ф., Мешкова И. В., Панина Л. П. Психологические основы формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов колледжа. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. 124 с.
6. Оценивание учебных достижений учащихся: метод. руководство / сост. Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина. Бишкек: Билим, 2012. 80 с.
7. Weeden P., Winter J., Broadfoot P. Assessment: What’s in It for schools? Vilnius: Garnelis, 2005. 177 p.
8. Нигматов З. Г. Современные средства оценивания образовательных результатов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 155, кн. 6. С. 220–226.
9. Волков П. Б., Наговицын Р. С. Варианты диагностики ключевых компетенций студентов педагогических специальностей при оценке результатов обучения // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 4 (20). DOI: 10.15393/j5.art.2017.3725
10. Куликова О. В., Конов А. А. Диагностика сформированности общекультурных компетенций в процессе выполнения системы контрольно-обучающих мероприятий // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения: научно-технический журнал. 2010. № 3. С. 105–116.
11. Бурцева Л. П. Оценивание общих компетенций обучающихся профессиональной образовательной организации на учебных занятиях // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 1 (18) C. 109–112. URL: http://www.omsk.edu/volume/download/1_(18)_2018.pdf (дата обращения: 09.10.2019).
12. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2. С. 58–61.
13. Майоров А. Н., Чепурных Е. Е. Рейтинг заблуждения или заблуждения рейтинга // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 251–267. URL: https://vo.hse.ru/2007--2/98019225.html (дата обращения: 01.12.2019).
14. Корякина А. В. Балльно-рейтинговая система как средство оценки сформированности компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 25. С. 216–219. URL: http://e-koncept.ru/2017/770560.htm (дата обращения: 15.10.2019).
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 127 — 134
Скачиваний: 807