СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА, ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Г. ТОМСКА В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)»
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-110-120
В современных условиях процесс подготовки педагогов для системы профессионального образования нуждается в новых концептуальных подходах с учетом реального состояния и перспектив развития экономики отрасли и образования на основе мировых требований. Нормативной базой реализации образовательных программ выступает сопряженность образовательных и профессиональных стандартов. Конструкция модульных образовательных программ по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» строится на принципах модульности, вариативности, непрерывности и преемственности профессионального и высшего образования. Содержание каждого модуля отражает компетентностно-деятельностный подход и включает практико-ориентированную теорию с практикумом-тренингом в модельно-лабораторных условиях или пробы в реальной учебной среде профессиональных образовательных организаций и практику (стажировку) на рабочем месте, в том числе на высокотехнологичных предприятиях отрасли. Независимая экспертная оценка профессионально-педагогической и квалификационной компетентностей является допуском к профессии и завершается государственным демонстрационным и (или) квалификационным экзаменом и защитой выпускной квалификационной работы, выполненной по заказу работодателя. Как показала практика совместной деятельности в рамках кластерных образований, интеграция ресурсов научного, образовательного и производственного потенциала вуза, сети ПОО и ведущих предприятий отрасли способствует повышению качества подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих набором компетенций как в профессионально-педагогических, так и профессионально-квалификационных видах деятельности. Реализация образовательных программ в рамках образовательных кластеров позволяет решить острую проблему кадрового голода, в том числе нехватку педагогических кадров, готовых обучать рабочих и специалистов для приоритетных отраслей региона.
Ключевые слова: образовательная программа, профессиональное образование, профессиональное обучение (по отраслям), триальность обучения, профессиональный стандарт, социально-экономическое развитие региона, мировые тренды (индустрия 4.0), модульно-компетентностный подход, независимая экспертная оценка
Библиография:
1. Антропов В. А., Воронина Л. Н. Концептуальные основы развития образовательного потенциала региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 2. С. 26–36.
2. Куровский В. Н., Михальцова Л. Ф., Воронин Б. С. Инновационная стратегия российских и зарубежных участников экспериментальной деятельности по творческому саморазвитию личности как современный тренд профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulliten). 2017. Вып. 5 (182). С. 87–94.
3. Есенина Е. Ю., Сергеев И. С., Блинов В. И. О методических рекомендациях по модернизации программ развития профессионального образования субъектов РФ в соответствии со стратегическими задачами социально-экономического развития // Платформа-навигатор: развитие карьеры. 2019. № 1. С. 12–22.
4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). URL: http://www.consultant.ru/dokument/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения: 01.12.2018).
5. Федотова Т. А. Активизация процессов интеграции бизнеса и образования // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Экономика и управление. 2016. № 8. С. 83–84.
6. Постановление Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 г. № 2580 Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года. URL: http://old.duma.tomsk.ru/page/29000/ (дта обращения: 01.12.2018).
7. Волович Л. А. Профессиональное образование в контексте интеграции науки, гуманитарного образования, производства и компетентного общественного мнения // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 8. С. 430–433.
8. Зудилова Л. В., Куровский В. Н. Практика реализации модели формирования социально-профессиональной активности студентов колледжа // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 39–46.
9. Войтеховская М. П., Смышляева Л. Г., Веснина Л. В., Колесникова Е. В. и др. Проектирование процесса бакалаврской подготовки педагогов для системы профессионального образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 131–143.
10. Кудрова Н. А., Бочков А. Ю. Кластерные структуры в развитии регионального рынка труда // Интернетжурнал «Науковедение». 2015. Т. 7, № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/49EVN115.pdf (дата обращения: 01.12.2018).
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 110 — 120
Скачиваний: 668