ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗИМНЕЙ ШКОЛЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ – 2020)
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-3-101-109
В рамках очередной Зимней школы преподавателей, организованной издательством «Юрайт» в конце января 2020 г. и проходившей в режиме вебинаров, были обсуждены основные тренды высшего образования. Вниманию участников было представлено более тридцати докладов по самым актуальным темам: непрерывность обучения, Soft skills, творческое мышление в решении задач (тренд – универсальные навыки и компетенции в четвертой индустриальной революции); ликвидация цифрового неравенства, тотальная цифровая грамотность, цифровая трансформация сознания педагогов-преподавателей (тренд – цифровая образовательная среда); новые педагогические роли (тьюторство, педагогический дизайн и др.), переход на проектное обучение с фокусом на междисциплинарность, трансформация учебного пространства, изменение роли библиотек (тренд – массовое персонализированное обучение (студентоцентрированность)); качественно новые цифровые учебно-методические комплексы, источники контента: открытые ресурсы, электронные библиотечные системы, массовые образовательные онлай-нкурсы, образовательные платформы, цифровизация образовательного наследия (тренд – цифровые учебно-методические комплексы); адаптивное обучение и оценивание, портфолио достижений, трансформация целей и методов тестирования (тренд – оценивание образовательных достижений); голосовые помощники и чат-боты, адаптивный подбор учебных материалов, AR, MR, VR и панорамное видео, игровые компьютерные практики (тренд – искусственный интеллект и VR-технологии в образовании); прокторинг, защита данных (тренд – информационная безопасность); педагогические исследования с использованием Big Date, психометрика и цифровые следы, рейтинги цифровой информации как новая реальность (тренд – исследования и аналитика данных). В рамках данного обзора остановимся на отдельных трендах, темах и докладах.
Ключевые слова: тренд, образование, универсальные компетенции, навыки, цифровая образовательная среда, массовое персонализированное обучение, цифровые учебно-методические комплексы, цифровая экосистема, тьюторство
Библиография:
1. Дарий С. Г. Основные тренды современного образования // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
2. Добрякова М. С. Ключевые компетенции и новая грамотность: от декларации к школьной реальности // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
3. Шиманская В. А. Что такое эмоциональный интеллект и почему его важно развивать с детства // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
4. Непомнящих Е. Оцифрованные знания // Российское образование. 2019. Вып. 2. С. 62–63.
5. Егорова В. А. Оценка компетенций выпускников в цифровую эпоху // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
6. Калмыкова С. В. Внедрение онлайн-обучения: модели, проблемы и пути решения // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
7. Волченко О. В. Пользователи и непользователи Интернета: анализ цифрового неравенства в России // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
8. Можаева Г. В. Преподаватель в цифровой экосистеме обучения // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
9. Лепешкин И. А. Внедрение проектной деятельности как часть модернизации образовательной системы // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
10. Дорофеева М. Ю. Адаптивное обучение: технологии персонализации в высшем образовании // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
11. Никуличева Н. В. Разработка и проведение дистанционного курса в деятельности учителя и тьютора // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
12. Есенина Е. Ю. Цифровая трансформация педагогического сознания. Как учить современных студентов? // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
13. Крашенникова Л. В. Индивидуализация и тьюторство в цифровой образовательной среде // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
14. Гулевич О. А. Практика использования медиакурсов в учебном процессе // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
15. Захарова У. С. Онлайн курсы в вузе, зачем почему и как // Зимняя школа преподавателя – 2020. М.: Юрайт, 2020. 27 с.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 101 — 109
Скачиваний: 852