ПРАКТИКУМ ПО АНАЛИЗУ ТОРФОВ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-3-25-35
Показана актуальность дополнительного естественно-научного образования с использованием экспериментальной работы обучающихся, основанной на региональных особенностях. Приведено понятие «региональный компонент содержания образования». Обоснован выбор тематики практикума по анализу торфов физико-химическими методами, содержание которого связано со специфическими особенностями Томской области по запасам торфа и накопленным опытом научных исследований по функционированию торфяно-болотных экосистем. Приведены цели, задачи практикума и тематика практических занятий. Описана методика проведения практических работ по определению ботанического состава торфов и его физико-химических характеристик. Разработаны вопросы анкетирования для выявления у обучающихся экспериментальных умений и знаний качественных химических реакций до проведения занятий практикума и после их завершения, представлены полученные результаты. На основе анкетирования обучающихся выявлено их отношение к тематике практикума и его содержанию. Результаты анкетирования свидетельствуют об эффективности проведения экспериментальной работы на занятиях.
Ключевые слова: дополнительное образование, региональный компонент естественно-научного образования, Томская область, торф, физико-химические методы анализа, практические работы, экспериментальные умения и навыки
Библиография:
1. Концепция модернизации системы образования. URL: https:// edu.mari.ru/ou_respub/sh14/commondocs/Концепция%20развития%20образования%20%20РФ%20до%202020%20%20г.pdf (дата обращения: 28.12.2019).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://httpsduma.consultant.ru/page.aspx?1646176 (дата обращения: 24.01.2020).
3. Мухлынина Т. В. Регионализация современной системы дополнительного образования школьников в условиях современной модернизации образования // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (октябрь 2015, г. Казань). Казань: Бук, 2015. С. 111–113.
4. Кафедры фармацевтического и медико-биологического факультетов. Томск: Изд-во Том. мед. ин-та, 1988. 96 с.
5. Зыкова М. В., Белоусов М. В., Истматова Р. Р., Васильев К. Ю., Дмитрук С. Е., Юсубов М. С. Изучение химико-токсикологических свойств гуминовых кислот низинного торфа Томской области // Башкирский химический журнал. 2008. Т. 15, № 2. С. 67–71.
6. Зыкова М. В., Логвинова Л. А., Кривощеков С. В., Воронова О. А., Ласукова Т. В., Братишко К. А., Жолобова Г. А., Голубина О. А., Передерина И. А., Дрыгунова Л. А., Тверякова Е. Н., Белоусов М. В. Антиоксидантная активность высокомолекулярных соединений гуминовой природы // Химия растительного сырья. 2018. № 3. С. 239–250.
7. Блинков Г. Н., Боровкова А. Ф. О химическом составе торфов Томской области // Известия Томского политехнического института. Комплексное использование торфа в сельском хозяйстве Западной Сибири. 1969. Т. 178. С. 75–83.
8. Дырин В. А., Полещиков В. Н. Микрофлора и ботанический состав низинных торфов Томского района // Известия Томского государственного педагогического университета. 2000. Вып. 9 (25). С. 50–51.
9. Инишева Л. И., Виноградов В. Ю., Голубина О. А., Ларина Г. В., Порохина Е. В., Шинкеева Н. А., Шурова М. В. Болотные стационары Томского государственного педагогического университета. Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. 148 с.
10. Порохина Е. В., Голубина О. А. Ферментативная активность в торфяных залежах болота Таган // Вестн. Томского гос. пед. ин-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 7 (122). С. 171–176.
11. Сергеева М. А., Голубина О. А., Порохина Е. В. Болота и биосфера. Биохимический и физико-технический анализ торфа: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. 96 с.
12. Жолобова Г. А., Зыкова М. В., Голубина О. А., Передерина И. А., Тверякова Е. Н. Роль междисциплинарных связей в обеспечении качества образовательного процесса студентов СибГМУ, обучающихся по дисциплине «Органическая химия» // Материалы Международной научно-методической конференции «Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза – гарантия обеспечения качества образования» (1–2 февраля 2018 г.). Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2018. С. 124–126.
13. Шабанова И. А., Ковалева С. В., Голубина О. А. Реализация дополнительного образования в старшей школе на примере изучения болот Томской области // Современные концепции и системы профильного обучения в российской школе: сб. материалов Всерос. науч.-метод. конф. (7–8 декабря 2019 г.). Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2019. С. 32–34.
14. Шабанова И. А. Теория и методика обучения химии: химическая посуда и оборудование: метод. указания. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. 31 с.
15. Шабанова И. А. Основы школьного химического эксперимента: учеб.-метод. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. 76 с.
16. Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. С. 24–26.
17. Чернобельская Г. М. Теория и методика обучения химии: учеб. для студ. пед. вузов. М.: Дрофа, 2010. С. 78–97.
18. Практикум по методике обучения химии в средней школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов / П. И. Беспалов, Т. А. Боровских, Г. М. Чернобельская. М.: Дрофа, 2007. С. 25–75.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 25 — 35
Скачиваний: 768