ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-3-16-24
Рассматривается вопрос организации проектной деятельности в начальной школе как личностно ориентированной технологии, объединяющей в себе различные подходы, методы, методики. Даны характеристики основных сложностей, возникающих в процессе организации проектной деятельности, которые заключаются в неумении младших школьников, в связи с психолого-физиологическими особенностями развития, действовать самостоятельно и стремлении учителей давать прямые инструкции, подавлять и сдерживать инициативу обучающихся. Наиболее существенным фактором в процессе организации проектной деятельности с младшими школьниками является использование творческого, личностно ориентированного подхода, так как реализация каждого проекта предполагает наличие сотрудничества обучающегося и учителя, их сотворчества и совместного исследовательского поиска. Выделены и охарактеризованы основные проектные умения, сформированность которых свидетельствует о возможности успешной организации проектной деятельности с младшими школьниками. Приведены результаты исследования по выявлению уровня сформированности проектных умений у второклассников (поисковые умения, коммуникативные умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные умения, организационно-практические проектные умения). Экспериментальное исследование проводилось в условиях учебного процесса при подготовке к организации проектной деятельности и выполнении различных диагностических заданий.
Ключевые слова: исследовательский проект, проектная деятельность, проектная задача, проектные умения, сотрудничество, исследовательский поиск, младший школьник
Библиография:
1. Дьюи Дж. Школа и общество. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/28.php (дата обращения: 19.10.2019).
2. Тигров С. В. Личностно ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2004. 23 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003248888 (дата обращения: 25.11.2019).
3. Гладкова А. П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2013. 26 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005531697 (дата обращения: 23.11.2019).
4. Калайджян Т. В., Шевцова А. В. Роль и место проектных задач в развитии выразительности речи младших школьников // Гуманитарно-педагогическое образование. 2015. Т. 1, № 2. С. 103–109.
5. Каневская Ж. О., Авдеева Л. Н., Ширванян А. Э. Методы и приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе межличностных отношений на уроках // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 29. С. 108–113.
6. Учебно-методический материал по русскому языку по теме: Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка как средства повышения грамотности учащихся. Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/11/15/differentsirovannaya-rabota-porusskomu-yazyku (дата обращения: 27.11.2019).
7. Шингалов В. А., Абдряев М. Р., Головачева Я. А., Козлов М. С. Спортивное коневодство. М.: Научная книга, 2013. 160 с. URL: https://www.horses-russia.ru/skins/ice/img/logo.jpg (дата обращения: 20.10.2019).
8. Информационный портал о лошадях. URL: https://www.horses-russia.ru/index.html (дата обращения: 20.10.2019).
9. Проект «Страница нового учебника» // Библиотека журнала Методист. 2013. № 4. С. 45–54. 10. Горбунова Н. В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. 2000. № 4. С. 21–27.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 16 — 24
Скачиваний: 893