ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-190-196
Раннее выявление психологических особенностей ребенка и неблагоприятных факторов воспитания могли бы способствовать коррекции его асоциального поведения, прежде всего созданием условий субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей, необходимых для формирования полноценной личности. Изучено отношение родителей к психологическим тренингам как условию субъект-субъектного взаимодействия и способу профилактики асоциального поведения подростков. В первую очередь, были определены и практически подтверждены условия субъект-субъектного взаимодействия, такие как комплекс познавательных, динамичных и экспериментально-ролевых игр. Режим субъектного взаимодействия должен быть построен на гуманистических идеях, ориентирован на развитие субъектности ребенка в совместной деятельности с родителями. Через субъект-субъектное взаимодействие в системе профилактики асоциального поведения подростков определена ведущая роль родителей. Проанализированы сущность и содержание профилактики асоциального поведения подростков с позиции субъект-субъектного взаимодействия с родителями, предложена концепция профилактики асоциального поведения подростков путем субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей. Анализ результатов эмпирического исследования позволил констатировать динамику ценностно-доверительного взаимодействия в семье, а реализация комплекса тренинговых упражнений в процессе субъект-субъектного взаимодействия – осуществить профилактику асоциального поведения подростков более эффективно.
Ключевые слова: профилактика, асоциальное поведение, подростки, родители, субъект-субъектное взаимодействие, тренинг
Библиография:
1. Трушкина А. С., Супрун Н. Г. Роль семьи в профилактике асоциального поведения подростков // Наука и практика: преемственность, традиции, инновации: сб. науч. ст. преподавателей, магистрантов, студентов кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. Уфа: Омега Сайнс, 2017. С. 154–158.
2. Бурилкина С. А., Супрун Н. Г. Динамика социального самочувствия студенческой молодежи (по материалам социологического исследования в г. Магнитогорске) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Т.1, № 11-1.
3. Шаталова М. Н. Роль субъект-субъектных взаимодействий в профилактике правонарушений подростков // Вестник университета. 2012. № 14-1. С. 289–293. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-subekt-subektnyhvzaimodeystviy-v-profilaktike-pravonarusheniy-podrostkov (дата обращения: 27.02.2019).
4. Бабинова Н. В. Субъект-субъектные отношения как условие организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekt-subektnye-otnosheniya-kak-uslovie-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-deteystarshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.01.2019).
5. Ковалева Н. В., Деткова И. В., Леонтьева А. В. Формирование субъектной идентичности подростков в процессе тренинга «Компас внутри меня» // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1. С. 179–183. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-subektnoy-identichnosti-podrostkov-v-protsesse-treninga-kompas-vnutri-menya (дата обращения: 17.02.2019).
6. Исаева Н. И., Овсяникова Е. А. Характеристики психологической культуры родителей с разными моделями взаимодействия с детьми // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 20 (163). С. 280–289.
7. Неустроева М. И., Шадрина С. Н. Исследование отношений между детьми и родителями // European research. 2015. № 9 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-otnosheniy-mezhdu-detmi-iroditelyami (дата обращения: 29.04.2019).
8. Горбачева А. С., Ковалева Н. В. Профилактика аддикций у подростков средствами тренинга // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1. С. 172–176.
9. Арапова П. И. Педагогическое сопровождение выбора жизненного пути подростков с девиантным поведением // Вестник ВУиТ. 2013. № 1 (12). URL: https://sev.msu.ru/wp-content/uploads/2019/03/sbornik-Lomonosovs-obl.pdf (дата обращения: 07.01.2019).
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 190 — 196
Скачиваний: 818