КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-150-160
Анализируется понятие «внеурочная деятельность» в школьном образовании. Охарактеризованы особенности внеурочной деятельности. Приведено понятие «внеурочная деятельность по химии», выделена ее цель и специфическая особенность на старшей ступени обучения в современной школе. Обоснована необходимость выполнения проектов по химии. Предложено одно из актуальных направлений: деятельность обучающихся по моделированию строения веществ. Описана методика работы обучающихся с программами Gaussian и GaussView, используемыми для решения задач квантово-механического моделирования молекулярных структур. Дана характеристика индивидуальным проектам по химии, приведены этапы их выполнения. Показан пример построения обучающимися молекулярных структур хлоридов 15-й группы периодической системы. Представлены результаты оценивания выполненных проектов на основе разработанных критериев и анкетирования с целью определения отношения обучающихся к компьютерному моделированию молекул.
Ключевые слова: внеурочная деятельность по химии, проектная деятельность, этапы выполнения проекта, оценивание проекта, компьютерное моделирование, квантово-химические расчеты
Библиография:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12. 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71187190/ (дата обращения: 29.11.2019).
2. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности // Вестник образования России. 2017. № 19. С. 25–40.
3. Пак М. С. Теория и методика обучения химии: учеб. для пед. вузов. СПб.: Лань, 2017. С. 246–264.
4. Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. 2018. № 2. С. 54–57.
5. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Организация системы работы по химии в соответствии с ФГОС: опыт Тверского района // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сб. науч. трудов 63-й Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. С. 20–27.
6. Дьякович С. В., Качалова Г. С. Внеурочная работа по химии в общеобразовательной школе: учеб. пособие. Новосибирск: НГПУ, 1997. 140 с.
7. Внеурочная деятельность. 1–11 классы. Теория и практика: учеб. пособие. СПб.: ВАКО, 2017. 288 с.
8. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
9. Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. 2019. № 1. С. 53–58.
10. Пономаренко О. А. Компьютерное моделирование строения органических соединений // Химия в школе. 2019. № 4. С. 38–41.
11. Кец Т. С., Полещук О. Х. Использование программы GAUSS VIEW при проведении занятий по внеурочной деятельности школьников по химии в 9 классах // Сборник материалов XI Международной научно-методической конференции «Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе» (30–31 октября 2018 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. С. 208–210.
12. Шабанова И. А., Ковалева С. В., Кадимов Р. Х. Использование компьютерного моделирования на внеурочных занятиях по химии // Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе: сб. материалов XII Междунар. науч.-метод. конф. (30–31 окт. 2019 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. С. 228–231.
13. Сикачина А. А. О пользе освоения учащимися 9–11 профильных классов школ одной из существующих квантово-химических программ // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5, № 3. С. 439–451.
14. Соловьев М. Е., Соловьев М. М. Компьютерная химия. М.: Соломон-Пресс, 2005. 536 с.
15. Бутырская Е. В. Компьютерная химия: основы теории и работа с программами Gaussian и GausView. М.: Соломон-Пресс, 2011. 224 с.
16. Полещук О. Х., Кижнер Д. М. Химические исследования методами расчета электронных структур молекул: учеб.-метод. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. С. 19–25.
17. GAUSSIAN 98W. User’s Reference. Pittsburgh, Gaussian Inc., 1998. 280 p.
18. NIST Chemical Database. Standard Reference Database 17, Version 7.0 (Web Version), Release 1.4.2 Data Version 2009.01. URL: http://webbook.nist.gov/chemistry (дата обращения: 20.12.2019).
19. Давыдов В. Н. Теория и методика интегративно-проектного подхода в процессе внеурочной работы по химии: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2002. 318 с.
20. Особенности метода проектов. URL: https://docplayer.ru/32605063-Osobennosti-metoda-proektov.html (дата обращения: 25.10.2019).
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА
Страницы: 150 — 160
Скачиваний: 794