РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АССОЦИАТИВНО-ПРОЕКТНОГО МЕТОДА
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-100-112
Обозначена основополагающая тенденция в обучении иностранному языку – коммуникативная. Ставится проблема поиска эффективных методов обучения студентов неязыковых специальностей навыкам говорения на иностранном языке. В качестве решения поставленной задачи предлагается рассмотреть целесообразность применения ассоциативно-проектного метода на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап предполагал опрос студентов неязыковых специальностей об основных трудностях при говорении на английском языке. В опросе приняли участие 97 студентов Тюменского государственного университета. Второй этап базировался на проведении экспериментальной серии занятий с применением ассоциативно-проектного метода. На данном этапе было задействовано 44 студента трех групп с языковыми уровнями Elementary (элементарный), Pre-Intermediate (ниже среднего) и Intermediate Low (средний низкий). На заключительном этапе эти же студенты прошли финальный опрос об эффективности применения данного метода в преодолении основных трудностей при говорении на английском языке. Анкетирование студентов неязыковых специальностей с последующим ранжированием полученных данных позволило на первом этапе исследования установить три основные трудности при говорении. Эти коммуникативные барьеры носят как лингвистический, так и экстралингвистический характер. Применение ассоциативно-проектного метода на занятиях по английскому языку позволило, как показал финальный опрос студентов, в значительной степени преодолеть эти трудности. Ассоциативно-проектный метод представляет собой сочетание двух достаточно новых и актуальных методов (ассоциативного и проектного), применяемых в обучении иностранному языку. Он удовлетворяет современным требованиям образования, способствует формированию ключевых компонентов коммуникативной компетенции (языкового, речевого, социолингвистического и социокультурного) и позволяет справиться с основными барьерами при говорении на иностранном языке.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативные барьеры, ассоциативно-проектный метод, ассоциация, анкетирование
Библиография:
1. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. С. 38–45.
2. Таюрская Н. П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика. Психология. 2015. № 1 (41). С. 83–87.
3. Berger P. L. Many Globalizations: Cultural Diversity in the Contemporary World. Oxford: Oxford University Press, 2000. 385 p.
4. Borden George A. Constructs for a Theory of Human Communication // Communication Yearbook 1 / ed. by D. Brend Ruben. An Annual Review. Interpersonal Communication Association. New Brunswick; New Jersey, 1977. P. 89–97.
5. Бим И. Л. Место иностранного языка в системе общего среднего образования // Глядя в будущее. Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков. 17–21.10.1989. М.: Рема; МГЛУ, 1992. С. 9–18.
6. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003. 189 с.
7. Елизарова Г. В. О природе социокультурной компетенции // Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. Studia Lingüistica 8. СПб.: Тригон, 1999. С. 274–281.
8. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
9. Пассов Е. И. Контроль как методический феномен: генезис, сущность, функции (при коммуникативном методе обучения) // Контроль в обучении иностранным языкам: сб. ст. М., 1986. С. 89–107.
10. Savignon S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. 2nd ed. New York: McGraw-Hill, 1997. 272 р.
11. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 228 с.
12. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics. Harmondsworth Penguin, 1972. P. 269–293.
13. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Филоматис, 2007. 480 с.
14. Дуайе П. Проблема обучения лексике // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М.: Прогресс, 1967. 440 с.
15. Bachman L. Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford: Oxford University Press, 1990. 408 p.
16. Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. 2004. № 7. С. 30–37.
17. Гром Е. Н. Содержание и формы контроля уровня сформированности и иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 10–11 классов школ с углубленным изучением иностранного языка: дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 315 с.
18. Кравченко А. В., Паюнена М. В. Практика в плену у теории: почему так трудно научиться иностранному языку в школе // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 56. С. 65–85.
19. Павленко В. Г. Ассоциативный метод обучения иностранного языка в неязыковом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70504 (дата обращения: 03.01.2020).
20. Монахова Г. Н., Зуева Е. П. Метод ассоциаций при изучении немецкого языка как второго иностранного языка // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1 (6). С. 103–105.
21. Рогожникова Т. М. Ассоциация как инструмент для изучения языков: учеб. пособие для аспирантов. Уфа: Уфимский гос. авиационный технический ун-т, 2019. 81 с.
22. Розова Е. О. Использование проектной методики при обучении иностранному языку // LINGUA MOBILIS. 2012. № 1 (34). С. 162–167.
23. Багрова А. Я. Проектный метод в обучении иностранным языкам // Вестник Московского института лингвистики. 2015. № 1. С. 12–17.
24. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977. 211 с.
25. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку (на английском языке): учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. 350 с.
26. Лещенко Ю. Е. Становление лексикона билингва (по данным ассоциативного эксперимента): автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2005. 20 с.
27. Горошко Е. И. Языковое сознание: гендерная парадигма. СПб.: Алетейя, 2006. 329 с.
28. Забелина Г. А. Метод проектов в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 29 с.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Страницы: 100 — 112
Скачиваний: 954