СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-79-91
Описана проблема готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к работе по новому федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который уделяет большое внимание организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми. Приведены результаты двух анкетных опросов воспитателей детских садов, в процессе которых выяснилось следующее: во-первых, уровень вовлеченности педагогов в разработку образовательных программ; во-вторых, понимание ими результатов дошкольного образования; в-третьих, определение приоритетных направлений развития ребенка-дошкольника. Обнаружено, что большинство педагогов занимают исполнительскую позицию в отношении образовательных программ, акцентированы не на личностном развитии ребенка, а на формировании у него знаний, умений и навыков, недооценивают ценность игры и исследовательской деятельности для детского развития. Описаны реальные образовательные ситуации организации совместной деятельности педагога с детьми, иллюстрирующие, что педагоги не всегда понимают, как сделать ребенка активным участником взаимодействия со взрослым и как уйти от тотального использования авторитарной модели совместной деятельности в сторону лидерства и партнерства. Делается вывод о том, что существует взаимосвязь между уровнем методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении, в том числе позицией старшего воспитателя, и умением педагога организовывать образовательные ситуации обращенного и открытого совместного действия с детьми.
Ключевые слова: образовательная программа, совместная образовательная деятельность, открытое совместное действие, образовательная ситуация, дошкольное образование
Библиография:
1. Федеральный закон об образовании с комментариями специалистов. Дошкольная образовательная организация в контексте развития системы образования / Л. А. Львова [и др.]; под ред. Л. А. Львова. М.: АРКТИ, 2015. 112 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014. 32 с.
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“ от 18 октября 2013 г. № 544н». URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 23.01.2019).
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 670 с.
5. Зинченко В. П., Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. М.: РОССПЭН, 2010. 415 с.
6. Кулагин И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2018. 420 с.
7. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика: учеб. для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. В. Микляевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 411 с.
8. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для вузов / И. Б. Котова [и др.].; под ред. С. А. Смирнова. 8-е изд., стереотип. М.: Академия, 2008. 512 с.
9. Шацкий С. Т., Шацкая В. Н. Сохраним то, что есть в детях. М.: Карапуз, 2011. 346 с.
10. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб.: Детство-Пресс, 2019. 352 с.
11. Федеральный институт развития образования. Навигатор образовательных программ дошкольного образования. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/184-obrazovatelniye-programmi-oshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 23.01.2019).
12. Прозументова Г. Н. Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность // Школа совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Дельтаплан, 2002. С. 4–16.
13. Поздеева С. И. Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 36–41.
14. Поздеева С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 168 с.
15. Поздеева С. И. Начальная школа – пространство совместной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2003. Вып. 2 (34). С. 58–67.
16. Поздеева С. И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск: Дельтаплан, 2004. 311 с.
17. Поздеева С. И., Токарева Т. А. Организационно-методическое обеспечение совместной образовательной деятельности педагога и ребенка // Детский сад: теория и практика. 2011. № 7. С. 54–60.
18. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 198–202.
19. Образовательное содержание совместной деятельности взрослых и детей в школе: управление и становление / под ред. Г. Н. Прозументовой, С. И. Поздеевой. Томск: Изд-во Том. ЦНТИ, 2015. Кн. 7. 288 с.
20. Токарева Т. А. Изменения содержание образовательной деятельности в условиях нового федерального государственного стандарта // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 118–123.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА
Страницы: 79 — 91
Скачиваний: 813