МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ НЕСПОСОБНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-37-45
Описаны сущность и причина неспособности к усвоению математике – недостаток рабочей памяти. Охарактеризованы два основных подхода к решению проблемы обучения математике неспособных школьников: 1) тренировка рабочей памяти, 2) снижение нагрузки на рабочую память в учебном процессе. Отмечена неоднозначность результатов внедрения первого подхода: тренировка рабочей памяти приводит к улучшению результатов прохождения тестов на рабочую память, однако может не приводить к улучшению показателей обучаемости, связанных с рабочей памятью ученика. Этим обосновывается приоритет второго подхода. Представлены как уже известные методы снижения нагрузки на рабочую память при обучении математике, так и разработанные автором компьютерные тренажеры, направленные на автоматизацию базовых вычислительных навыков (арифметических, тригонометрических, геометрических). Дана методика работы с тренажерами на основе метода интервальных повторений и приведены эмпирические данные по результатам их внедрения.
Ключевые слова: математические способности, обучение математике, рабочая память, компьютерный тренажер, интервальные повторения
Библиография:
1. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 416 с.
2. Baddeley A. Working memory: Looking back and looking forward // Nature Reviews. 2003. Vol. 4. P. 829–839. DOI: 10.1038/nrn1201
3. Alloway T. P., Passolunghi M. C. The relationship between working memory, IQ and mathematical skills in children // Learning and Individual Differences. 2011. Vol. 21 (1). P. 133–137. DOI: 10.1016/j.lindif.2010.09.013.
4. Alloway T. P. How does working memory work in the classroom? // Educational Research and Reviews. 2006. № 1 (4). P. 134–139.
5. Berg D. H. Working memory and arithmetic calculation in children: The contributory roles of processing speed, shortterm memory, and reading // Journal of Experimental Child Psychology. 2008. Vol. 99 (4). P. 288–308. DOI: 10.1016/j.jecp.2007.12.002.
6. Andersson U. The contribution of working memory to children’s mathematical word problem solving // Applied Cognitive Psychology. 2007. Vol. 21. P. 1201–1216. DO I: 10.1002/acp.1317.
7. Milton J. Dehn. Working Memory and Academic Learning: Assessment and Intervention. Wiley & Sons, 2008. 386 p.
8. Jaeggi S. M., Buschkuehl M., Jonides J., Perrig W. J. Improving fl uid intelligence with training on working memory // PNAS. 2008. Vol. 105, № 19. P. 6829–6833. DOI: 10.1073/pnas.0801268105.
9. Dunning D. L., Holmes J., Gathercole S. E. Does working memory training lead to generalized improvements in children with low working memory? A randomized controlled trial // Developmental Science. 2013. Vol. 16 (6). P. 915–925. DOI: 10.1111/desc.12068
10. Sánchez-Pérez N., Castillo A., López-López J. A., Pina V., Puga J. L., Campoy G., González-Salinas C., Fuentes L. J. Computer-Based Training in Math and Working Memory Improves Cognitive Skills and Academic Achievement in Primary School Children: Behavioral Results // Frontiers in Psychology. 2018. Jan 9. V. 8, № 2327. Doi: 10.3389/fpsyg.2017.02327
11. Gathercole S. E., Alloway T. P. Working Memory and Learning: A Practical Guide for Teachers. SAGE Publications, 2008. 128 p.
12. Watson A. C. Learning Begins: The Science of Working Memory and Attention for the Classroom Teacher (A Teacher’s Guide to the Learning Brain). Rowman & Littlefi eld, 2017. 174 p.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 37 — 45
Скачиваний: 772