УПРЕЖДАЮЩИЕ АКСИОМЫ НАЗИДАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В АБХАЗСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-185-190
В рамках изучения особенностей абхазской народной педагогики рассмотрены особые приемы назидательного воздействия на подрастающее поколение. Упреждающие аксиомы, предостерегающие акты, постулаты-воспитания, запуги – явления, существующие в этнопедагогике испокон веков, призваны уберечь, образумить. Упреждающие аксиомы широко известны в этнопедагогической науке, однако их исследованию и систематизации уделено немного внимания. Стоит отметить отсутствие значимых трудов по изучению данного аспекта, собраний или сборников народных предостережений, позволяющих глубоко раскрыть их сущность и содержание. Наиболее употребляемые назидательные обороты, применяемые абхазами в быту, были предоставлены информаторами, представителями данного этноса, проживающими на территории Республики Абхазия. Иными источниками явились произведения фольклора, поскольку предостережения встречаются и в устном народном творчестве абхазов. Научная новизна обсуждаемого опыта заключена в отсутствии должного внимания к подобного рода средствам воспитания, эмоционального в том числе. Актуальность анализа данного средства воспитания заключена в чрезмерной его эффективности, отсутствии необходимости прибегать к прочим методам убеждения. Целью изучения вопроса предостережений является стремление вычленить положительные и отрицательные стороны подобного воздействия и определить возможность его применения с учетом требований и норм современной педагогики и современных реалий. Абхазский народ ковал собственные меры предостережения, апробировал их веками, дабы подобрать то, что подходит молодой смене именно данного этноса. Несмотря на всю самобытность обсуждаемых средств, их изучение представит интерес и может быть полезно для всего человечества.
Ключевые слова: народная педагогика абхазов, абхазская этнопедагогика, народное воспитание, методы и средства воспитания, упреждающие аксиомы, предостережение, запуги, приметы, суеверия, Абхазия, абхазский, этнос
Библиография:
1. Калашникова И. А. Процесс культурной трансмиссии в прошлом и настоящем России: проблема возврата ценностей // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2019. № 1 (15). С. 17–20.
2. Ankvab M. F. Fundamental methods of the Abkhazian national pedagogy and their peculiarities // European Conference on Education and Applied Psychology 5th International scientific conference. 2014. С. 62–67.
3. Арский А. А. Некоторые средства реализации интенции побуждения в коммуникативно-прагматических категориях угрозы и предостережения // Лингвистические исследования и методика преподавания иностранных языков: тезисы докладов Межвузовской конференции молодых ученых. 1997. С. 10–11.
4. Злотникова Т. С. Предостережения и предвидения русских классиков: между абсурдом и трагедией // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 6. С. 644–652.
5. Труб В. М. О специфике употребления глагольного вида в репликах побуждения и предостережения // Русский язык сегодня: сб. докладов. 2015. С. 324–335.
6. Шугаева Е. А. Индикаторы речевого акта предостережения на материале французского языка // Социально-гуманитарный вестник юга России. 2014. № 3. С. 71–75.
7. Бгажба Х. С. Абхазские сказки и пословицы. Издательско-полиграфическое объединение РА, 2003. 380 c.
8. Толковый словарь / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935–1940.
9. Тарба С. З. Магия и магические обряды абхазов (на материале семейно-бытовой обрядности): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Сухум, 2008. 26 c.
10. Пачулиа В. П. Падение анакопии (легенды кавказского Причерноморья). Сухум, 2009. 236 с.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ЭТНОПЕДАГОГИКА
Страницы: 185 — 190
Скачиваний: 637