ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-151-160
Представлен констатирующий этап исследования, направленного на выявление этнообусловленных моделей педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в университете. Проблема эффективной поликультурно ориентированной организации учебного взаимодействия ставит перед учреждениями высшего образования такие задачи, как обеспечение межкультурного диалога в условиях взаимодействия в полиэтнической группе, сглаживание этнокультурных различий в процессе обучения при сохранении национального своеобразия, создание наиболее продуктивного образовательного пространства для развития диалога и межнационального взаимодействия, интеграция обучаемого в современную поликультурную среду единого культурного и образовательного пространства. Рассматривается опыт работы преподавателей Кемеровского государственного университета (КемГУ) с иностранными студентами, осваивающими программы бакалавриата в вузе. Использован обзор литературы, педагогическое наблюдение, сравнительный анализ, анкетирование и беседы со студентами КемГУ. На основе анализа взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях полиэтнической среды университета описаны основные особенности: 1) межличностных отношений и взаимодействия студентов внутри полиэтнических групп; 2) взаимодействия иностранных студентов с преподавателями в условиях воспитательно-образовательного процесса вуза; 3) вовлеченность иностранных студентов в социальную жизнь университета. КемГУ как социальный институт внедряет разнообразные меры по привлечению иностранных студентов к участию в жизни вуза, города и области. Исследование показало, что взаимодействие студентов в полиэтнических группах университета в целом не нуждается в дополнительной корректировке. Однако существует объективная необходимость регулярных усилий преподавателей и администрации вуза по формированию межэтнической толерантности. Вместе с тем в ходе исследования было выявлено, что в ходе учебного процесса иностранные студенты и преподаватели университета испытывают взаимные трудности во взаимодействии. Выявлена необходимость в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса в условиях полиэтнической среды университета, выражающаяся в поиске и внедрении эффективных моделей педагогической интеракции для успешного совместного обучения студентов разных этнических групп и обеспечения подготовки университетом высококвалифицированных специалистов.
Ключевые слова: высшее образование, иностранные студенты, полиэтническая среда университета, межэтническая толерантность, педагогическая интеракция
Библиография:
1. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» в редакции протокола от 30 мая 2017 года № 6. Сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/news/28013/ (дата обращения: 25.06.2019).
2. Департамент образования и науки Кемеровской области. Официальный сайт. URL: http://образование42.рф (дата обращения: 25.06.2019).
3. Коломиец С. В. Особенности учебного дискурса в поликультурной образовательной среде вуза: теоретический аспект // Управление человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. С. 188–193.
4. Долганов Д. Н. Межличностные отношения в контексте поликультурного образования // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2015. Т. 3, № 3 (63) С. 35–39.
5. Перевалова А. А. Педагогическая интеракция в условиях полиэтнической образовательной среды вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN119.pdf (дата обращения: 25.06.2019).
6. Сергейчик Т. С. Методы исследования педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в полиэтнической среде вуза // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования: сб. науч. ст. Межвузовской научно-практ. конф. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2019. С. 212–2017.
7. Касаткина Н. Э., Сергейчик Т. С. Формирование межличностных отношений в студенческом коллективе. Кемерово: ЮНИТИ, 2005. 165 с.
8. Ресенчук А. А. Анализ системы контроля успеваемости иностранных студентов по гуманитарным дисциплинам в современном образовательном процессе // Коммуникативная культура современника: проблемы, традиции, перспективы: сб. науч. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. Новокузнецк: Изд-во НФИ КемГУ, 2019. С. 37–41.
9. Савельева И. В. Учебные стратегии и их роль в обучении иностранному языку в полиэтнических группах // Материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием, посвященной 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина «Когнитивные стратегии филологического образования в России и за рубежом». Екатеринбург, 2019.
10. Гринвальд О. Н. Из опыта преподавания английского языка в многонациональных группах студентов уровня beginner // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования: сб. науч. ст. Межвузовской научно-практ. конф. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2019. С. 61–68.
11. Тунёва Н. В. Опыт применения мобильных технологий на занятиях по английскому языку // Теоретические и прикладные аспекты лингводидактики. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2018. С. 148–154.
12. Sysoyev P. V., Evstigneev M. N., Evstigneeva I. A. Teaching Writing Skills to Students via Blogs // Anikina Z. (eds) Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. GGSSH 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 907. Springer, Cham, 2019.
13. Islamov R. S., Greenwald O. N., Tunyova N. V. Mobile Applications in Mastering Mining Engineers’ Competences // E3S Web Conferences. 2018. Vol. 41. DOI: 10.1051/e3sconf/20184104041.
14. Исламов Р. С. Использование машинного перевода на занятиях по английскому языку студентами мультилингвальных групп (на примере темы “English Idioms”) // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования: сб. науч. ст. Межвузовской научно-практ. конф. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2019. С. 114–120.
15. Сергейчик Т. С. Особенности реализации стратегии экспорта образования в российском вузе (на примере Кемеровского государственного университета) // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования: сб. ст. / под науч. ред. Л. С. Зникиной. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2018. С. 55–62.
16. Сайт Кемеровского государственного университета. URL: https://kemsu.ru/ (дата обращения: 25.06.2019).
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 151 — 160
Скачиваний: 734