ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-104-110
Деятельность педагога дошкольного образования подразумевает взаимодействие с родителями воспитанников в процессе образовательной деятельности. Рассматриваются методологический и методический компоненты осуществления взаимодействия педагога с родителями воспитанников как реализация наставничества педагогов по отношению к родителям. Методологический компонент данного подхода раскрывается через концепцию совместной деятельности Г. Н. Прозументовой и типологические характеристики совместных действий: закрытое, обращенное, открытое. Развитие этих идей С. И. Поздеевой в описании деятельностных характеристик разных типов наставничества в профессиональной педагогической сфере позволили представить методический компонент рассматриваемого подхода в сфере дошкольного образования. При переходе на позицию наставничества педагог более гибко использует разные модели организации совместной деятельности, оказывая услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, что определено задачей федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». Исходя из моделей и типов наставничества, предложенных С. И. Поздеевой, раскрываются характеристики трудовых действий педагога дошкольного образования, выступающего в зависимости от решаемой задачи наставником-методистом, наставником-тьютором, наставником-консультантом, наставником-коучером, наставником-разработчиком, наставником-партнером, наставником-навигатором по отношению к родителям воспитанников. Родители воспитанников в данном случае предстают как участники всех этапов совместной образовательной деятельности.
Ключевые слова: наставничество, дошкольное образование, взаимодействие педагога с родителями воспитанников, совместная деятельность, педагог-наставник
Библиография:
1. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 23.09.2019).
2. Червонный М. А. Наставничество в построении концепции педагогического сопровождения будущих педагогов в интеграционных процессах систем высшего, общего и дополнительного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 3 (17). С. 16–23.
3. Вахитова Г. Х. Особенности реализации наставничества в подготовке студентов в области предшкольного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 2 (16). С. 92–99.
4. Файзуллаева Е. Д., Мога Н. Д. Супервизорство в профессиональной подготовке педагогов к работе с детьми с особенностями в развитии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 9 (174). С. 128–134.
5. Файзуллаева Е. Д. Технология супервизии в подготовке бакалавров в педагогическом университете как реализация наставничества // Сибирский пед. журн. 2017. № 6. С. 57–66.
6. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92–112.
7. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 2 (16). С. 87–91.
8. Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала // Стратегии бизнеса. 2017. № 6 (38). С. 8–13 URL: https://www.strategybusiness.ru/jour/article/view/329/299# (дата обращения: 25.09.2019).
9. Селивестрова М. В., Беляева Д. А. Сравнительный анализ моделей наставничества в современных условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3. С. 110–116.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 25.09.2019).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 25.09.2019).
12. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Наука, 2001. 324 с.
13. Прозументова Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с.
14. Никитина Л. А., Поздеева С. И. Педагогическое наследие Г. Н. Прозументовой как ориентир для науки и образовательной практики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 7–14.
15. Поздеева С. И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск: Дельтаплан, 2004. 311 с.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
Страницы: 104 — 110
Скачиваний: 859