ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-234-239
Развитие личности студентов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности является значимым фактором. Среди личностных характеристик особое место занимают ценности, так как они во многом определяют направленность личности, поведение, взаимоотношения с другими людьми, успешность и эффективность деятельности. В исследовании ценностей студентов по методике Р. Инглхарта выявлено, что среди критериев «традиционность-выживание» у молодых людей преобладает ценность «выживание». Они акцентируют внимание в большей степени на финансовом благополучии, накоплении ресурсов, неприятии маргинальности и чужеродности. По методике «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised – PVQ-R) (модифицированный К. В. Сугоняевым), выявлено, что студены выбирают прежде всего метаценности самоопределения и открытости, связанные с саморазвитием, стремлением освоить новый опыт. Противоречивость в выборе ценностей отражает изменения, происходящие в социуме, транзитивность времени, а также обусловлена возрастным периодом студентов, связанным с постановкой жизненных целей в юности, формированием мировоззренческих позиций, осознанием того, что в социуме важны и социальные стандарты, и общечеловеческие ценности.
Ключевые слова: ценности, личность, деятельность, компетенции
Библиография:
1. Ермаков В. А., Лабунская П. Н. Психология личности. М.: Эксмо, 2007. 653 с.
2. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. М.: Институт психологии РАН, 2008. 344 с.
3. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. 224 с.
4. Салихова Н. Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности. Казань: Казанский ун-т, 2010. 452 с.
5. Марцинковская Т. Д. Современная психология – вызовы транзитивности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.10.2019).
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.
7. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах. М.: ПСТГУ, 2013. 432 с.
8. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
9. Schwartz S. H., Melech G., Lehmann A., Burgess S., Harris M. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of Cross Cultural Psychology. 2001. № 32. Р. 519–542.
10. Sagiv L., Schwartz S. H. Value priorities and subjective well-being: Direct relations and congruity effects // European Journal of Social Psychology. 2000. № 30. Р. 177–198.
11. Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bullеtin). 2011. Вып. 6 (108). С. 124–129.
12. Inglehart R., Baker W. E. Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values // American Sociological Review. 2000. Vol. 65 P. 19–51.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 234 — 239
Скачиваний: 677