ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-218-226
В процессе изучения научно-теоретической литературы описаны различные подходы к пониманию проблемы по формированию гражданской позиции на современном этапе с указанием ученых, исследующих данную область знаний. Акцентируется внимание на последнем десятилетии в исследовании данной проблемы. Выделяются следующие виды позиций в области психологии и педагогики: жизненная, общественная, внутренняя. Разъясняются объективные и субъективные факторы, под воздействием которых формируется гражданская позиция личности. Исходя из этого, приводятся компоненты, которые наиболее часто выделяются учеными в процессе изучения и обобщения гражданской позиции личности, способствующие ее становлению, – когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный. Выделяются два подхода к толкованию определения «гражданская позиция»: первый – раскрывает сущность гражданской позиции и характеризует ее как интегративную систему установок личности к государству, праву, гражданскому обществу, самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в социально значимой деятельности; второй – морально-ценностные, нравственные, деятельностные, общественные отношения. В итоге уточнено определение понятию «гражданская позиция». Гражданская позиция – это система позитивных ценностных установок личности на государство, право, гражданское общество, на самого себя как активного гражданина, осуществляющего социально значимую деятельность, ориентированную на общественное благо.
Ключевые слова: гражданская позиция, гражданственность, активная гражданская позиция, гражданское воспитание, социальная позиция, жизненная позиция, внутренняя позиция, когнитивный компонент, мотивационно-ценностный компонент, деятельностный компонент, гражданин
Библиография:
1. Кириллов Д. М. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 208 с.
2. Кобелева Т. И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 186 с.
3. Маслов К. И. Образовательная среда вуза как фактор развития гражданской позиции студентов: дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2008. 253 с.
4. Страхов В. В. Становление и формирование гражданской позиции учащихся СДЮШОР: дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2006. 143 с.
5. Стрельникова Э. П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы: дис. … канд. пед. наук. Липецк, 2001. 267 с.
6. Абзалов А. Ф. Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 151 с.
7. Ожегов С. И., Шведова И. Д. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1997. 939 с.
8. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
9. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 384 с.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 713 с.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
13. Шамич А. Ф. Воспитание гражданской позиции студентов: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 187 с.
14. Еселева Л. А. Социально-культурные методы формирования гражданской позиции учащихся Санкт-Петербурга (на примере молодежи Невского района): автореф. … канд. пед. наук. СПб., 2008. 19 с.
15. Николаева А. А. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности современной российской студенческой молодежи: дис. … канд. социол. наук. Орел, 2010. 224 с.
16. Всеобщая декларация прав человека – рекомендованный для всех стран – членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года.
17. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М.: Гардарики, 1994. 146 с.
18. Гревцева Г. Я., Скребцова Т. П. Гражданское воспитание детей и подростков в учреждениях социальной сферы. Челябинск: Цицеро, 2011. 260 с.
19. Князев А. М. Гражданственность личности. М.: Акад. ФПС России, 2003. 100 с.
20. Крицкая Н. Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2005. 214 с.
21. Шаленов А. М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70–80-х годов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Алма-Ата, 1991. 19 с.
22. Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.
23. Мирошина Т. А. Формирование гражданской позиции студентов вуза: дис. … канд. пед наук. Кемерово, 2009. 255 с.
24. Балобанова Т. Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде школы: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 164 с.
25. Волобоева Н. Н. Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в современной школе: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2008. 155 с.
26. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Москва: Юрайт, 2017. 365 с.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 218 — 226
Скачиваний: 8093