ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ И ПРИТЯЗАНИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-209-217
Представлены результаты исследования различий в представлениях о конфликтной ситуации юношей и девушек (обучающихся педагогического колледжа) и связи представлений о конфликтной ситуации с уровнем самооценки и притязаний обучающихся. Проведенное исследование вносит вклад в решение актуальной для современного образования проблемы формирования конфликтной компетентности педагогов. Результаты эмпирического исследования представлений о конфликтной ситуации, самооценки и притязаний обучающихся демонстрируют отсутствие значимых половых различий по исследуемым конструктам. При этом итоги статистического анализа эмпирических данных свидетельствуют о наличии различий в представлениях о конфликтной ситуации у юношей и девушек с разным уровнем самооценки и притязаний и прямой связи исследуемых конструктов. Доказано, что негативные представления о конфликтной ситуации коррелируют с пассивными стратегиями поведения в конфликте (уклонением, уступкой) и заниженным уровнем самооценки и притязаний, а позитивные представления о конфликтной ситуации коррелируют с активными стратегиями поведения в конфликте (компромиссом, сотрудничеством, соперничеством) и адекватным уровнем самооценки и притязаний. Представленные результаты и выводы могут быть учтены при подготовке специалистов в учреждениях среднего профессионального образования и использованы при разработке программы по формированию конфликтной компетентности обучающихся педагогического колледжа (будущих педагогов), которая может быть реализована в форме дисциплины по выбору или психологического тренинга.
Ключевые слова: представления о конфликтной ситуации, конфликтная и конфликтологическая компетентность, уровень самооценки и притязаний
Библиография:
1. Алпысбаева М. Б., Карманова Ж. А., Боброва В. В., Шарзадин А. М., Маженова Р. Б. Формирование конфликтологической компетенции социальных работников у студентов вуза // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 3. С. 58–80. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.04 (дата обращения: 21.09.2019).
2. Башкин М. В. Конфликтная компетентность студентов как будущих профессионалов // Конфликтология. 2014. № 5. С. 21–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22504895 (дата обращения: 16.08.2019).
3. Бисембаева А. К. Структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С. 84–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28916227 (дата обращения: 18.09.2019).
4. Борисова Е. С. Проблема конфликтологической компетентности в пространстве общеобразовательной организации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19, № 2. С. 28–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29430062 (дата обращения: 16.09.2019).
5. Волчек В. В. Конфликтная компетентность преподавателя // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 494–499. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21849215 (дата обращения: 11.09.2019).
6. Гридчин А. А., Цыганкова Е. Н. Актуальные проблемы управления конфликтными ситуациями в школьном социуме // Теория и практика общественного развития. 2018. № 3 (121). С. 19–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32607371 (дата обращения: 13.09.2019).
7. Лешер О. В., Яббарова Л. В. Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза как педагогическое условие эффективного управления педагогическими конфликтами // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2010. № 7. С. 170–177. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15199869 (дата обращения: 11.09.2019).
8. Никулина И. В., Соловова Н. В. Формирование конфликтологической компетентности преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 2. С. 95–102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32481796 (дата обращения: 19.09.2019).
9. Setiadi R., Kartadinata S., Ilfiandra, Nakaya A. A Peace Pedagogy Model for the Development of Peace Culture in an Education Setting // The Open Psychology Journal. 2017. Vol. 10. P. 182–189. DOI: 10.2174/1874350101710010182 (дата обращения: 14.09.2019).
10. Shcherbakova O., Tatarinceva A. Conflictological culture of personality in a professional environment (by the example of pedagogues and engineers) // Society. Integration. Education. 2016. Vol. I. Р. 524–530. DOI: https://doi.org/10.17770/sie2016vol1.1512 (дата обращения: 10.09.2019).
11. Конфликт как проблема. Очерки современной теоретической и прикладной конфликтологии / под ред. А. И. Стребкова и др. СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2015. 501 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23915169 (дата обращения: 16.09.2019).
12. Шерешкова Е. А., Ошнурова М. Г. Проблема конфликтологической культуры психологов // Научно-метод. электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 2. С. 216–220. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25779512 (дата обращения: 11.09.2019).
13. Aleinikov A. V., Pinkevich A. G. An Information Paradigm for the Analysis of Social Conflicts // Scientific and Technical Information Processing. 2017. Vol. 44, is. 1. P. 57-63. DOI: https://doi.org/10.3103/S0147688217010063 (дата обращения: 18.09.2019).
14. Khasan B., Privalikhina T. Competence in Conflict Resolution. Through Educational Practice // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2008. № 1. P. 54–61. URL: http://journal.sfu-kras.ru/en/article/648 (дата обращения: 21.09.2019).
15. Leonov N. I., Glavatskikh M. M. Changing the image of a conflict situation while training school students in mediation skills // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Т. 10, № 2. P. 165–178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34933315 (дата обращения: 17.09.2019).
16. Meng X., Gao S., Liu W., Zhang L., Suo T., Li H. The Childhood Maltreatment Modulates the Impact of Negative Emotional Stimuli on Conflict Resolution // Frontiers in Psychology. 2019. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00845 (дата обращения: 10.09.2019).
17. Андронова О. Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии // Вестник Томского гос. ун-та. 2007. № 305. С. 149–152. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18912326 (дата обращения: 12.09.2019).
18. Барканова О. В. Национальное самосознание личности. 2-е изд., перераб. и доп. Красноярск, 2015. 189 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27293976 (дата обращения: 13.09.2019).
19. Branden N. The psychology of self-esteem: A revolutionary approach to self-understanding that launched a new era in modern psychology. N.Y., 2001. 291 p. (дата обращения: 23.08.2019).
20. Chen J., Zheng K., Xia W., Wang Q., Liao Z., Zheng Y. Does Inside Equal Outside? Relations Between Older Adults’ Implicit and Explicit Aging Attitudes and Self-Esteem // Frontiers in Psychology. 2018. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02313 (дата обращения: 21.08.2019).
21. Creemers D., Scholte R., Engels R., Prinstein M., Wiers R. Damaged self-esteem is associated with internalizing problems // Frontiers in Psychology. 2013. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00152 (дата обращения: 10.09.2019).
22. Filella G., Ros-Morente A., Oriol X., March-Llanes J. The Assertive Resolution of Conflicts in School With a Gamified Emotion Education Program // Frontiers in Psychology. 2018. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02353 (дата обращения: 16.09.2019).
23. Guil R., Molinero R. G., Merchan-Clavellino A., Gil-Olarte P., Zayas A. Facing Anxiety, Growing Up. Trait Emotional Intelligence as a Mediator of the Relationship Between Self-Esteem and University Anxiety // Frontiers in Psychology. 2019. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00567 (дата обращения: 18.09.2019).
24. McKay M., Fanning P. Self-Esteem: A proven program of cognitive techniques for assessing, improving, and maintaining your self-esteem. 4th ed. USA, 2016. 344 p. (дата обращения: 20.08.2019).
25. Rosi A., Cavallini E., Gamboz N., Vecchi T., Tijmen Van Vugt F., Russo R. The Impact of Failures and Successes on Affect and Self-Esteem in Young and Older Adults // Frontiers in Psychology. 2019. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01795 (дата обращения: 19.09.2019).
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 209 — 217
Скачиваний: 721