ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ С МЕЖПАРАДИГМАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-202-208
Представлены результаты теоретического исследования подходов к изучению развития личности и смысловой сферы при наличии нескольких действующих парадигм в психологии. В отличие от категории значения, категории смысла присущи атрибуты междисциплинарного конструкта как философско-лингвистически-психологического понятия. В силу того, что категория смысла своими корнями опирается на разные науки о человеке, то и современные исследования смысловой сферы человека проводятся с позиций различных парадигм. В различных исследовательских парадигмах консолидированы разные взгляды и конвенциональные договоренности научного сообщества. Формирующиеся в таких парадигмах научные картины мира разграничивают поле научного знания психологических феноменов, специализируясь только на выделяемых (как главенствующих) факторах их проявления в жизни человека. Современная психологическая наука развивается в рамках четырех основных исследовательских парадигм. Гносеологическая парадигма рассматривает познание отдельно от человека как познающего субъекта и направлена на получение экспериментально проверенного знания. Феноменологическая парадигма опирается на переживание как вчувственное понимание. Деятельностная парадигма преодолевает противопоставление сознания и мира путем познания деятельности человека в мире. Экзистенциальная парадигма отражает необходимость учета потребностей человеческого духа, игнорирование которых не позволит осуществить неповторимость личности. Все четыре парадигмы, имея свои сильные и слабые стороны, сосуществуют одновременно в современной психологии.
Ключевые слова: смысл, гносеологическая парадигма, феноменологическая парадигма, деятельностная парадигма, экзистенциальная парадигма
Библиография:
1. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово: Кузбассвуз-издат, 2002. 183 с.
2. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Языки славянских культур, 2012. Т. 3. 880 с.
3. Потебня А. А. Мысль и язык. Избранные работы. 1-е изд. М.: Юрайт, 2016. 290 с.
4. Husserl E. Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology. N.Y.: Routledge; Revised ed. edition, 2012. 434 p.
5. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Метафизика. 2015. № 4 (18). С. 170–187.
6. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / пер. с нем. В. В. Бибихин. М.: Академический проспект, 2013. 288 с.
7. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.
8. Кун Т. С. После «Структуры научных революций» (Серия «Новая философия») / пер. А. Л. Никифоров. М.: АСТ, 2014. 448 с.
9. Шкуратов В. А. Культура мысли и знание-власть // Методология и история психологии. 2018. Вып. 1. С. 84–107.
10. Чеснокова М. Г. О парадигмах психологии // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 2. С. 228–243.
11. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2017. 544 с.
12. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 464 с.
13. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2017. 359 с.
14. Кьеркегор С. Или – или. Фрагмент из жизни: в 2 ч. / пер. с дат., вступ. ст., коммент., примеч. Н. Исаевой и С. Исаева. СПб.: Амфора, 2011. 823 с.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 202 — 208
Скачиваний: 793