ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ К РАЗРАБОТКЕ МНОГОЦЕЛЕВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-51-62
В связи с многозадачностью современного начального образования, связанного с формированием не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов, особую актуальность приобретает вопрос, связанный с качеством учебных заданий. На сегодняшний день эффективными следует считать учебные задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются универсальные учебные действия всех групп, а значит, младшие школьники усваивают не только предметное, но и метапредметное содержание. Анализ полученных данных показал, что педагоги акцентируют внимание на руководящей позиции учителя, предъявляющего задание как требование, которое надо выполнить, определяют не все существенные признаки учебного задания, не конкретизируют его функционал, тем самым сужают круг возможностей использования учебных заданий в собственной деятельности. Большинство респондентов изменяют и перерабатывают задания из учебника, однако делают это не для увеличения их целевого потенциала, сохраняется центрированность на предметных результатах. В процессе самостоятельного конструирования учебных заданий подавляющее большинство учителей испытывает серьезные трудности в определении целевого ресурса задания, грамотном подборе нужного языкового материала, продумывании организации выполнения, рефлексии и оценки, качественной формулировке самого задания для учащихся. Анкетирование учителей начальных классов позволило выявить наиболее типичные проблемы, связанные с готовностью педагогов к разработке и использованию многоцелевых учебных заданий, что, в свою очередь, позволит определить направления работы по обучению конструированию учебных заданий, направленных на формирование у младших школьников метапредметных результатов.
Ключевые слова: учебное задание, младший школьник, универсальные учебные действия, анкетирование, учитель начальных классов
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. А. А. Казаковой. М.: Просвещение, 2012. 21 с.
2. Поздеева С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка. Томск: Издательство ТГПУ, 2013. 168 с.
3. Уман А. И. Учебное задание и его типы // Новые исследования в педагогических науках. 1983. № 2. С. 32–35.
4. Жданова Е. А. Особенности разработки многоцелевых учебных заданий в процессе формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. 2019. Т.10, № 1. С. 30–35.
5. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.
6. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. С. 89–90.
7. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
8. Федорова М. А. Учебное задание как средство формирования самостоятельной деятельности школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2002.
9. Ляхова Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Начальная школа. 2009. № 7. С. 45–47.
10. Залесова Н. В., Башлыкова А. В. Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся // Вестник Шадринского гос. пед. ин-та. 2014. № 2. С. 150–155.
11. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. 479 с.
12. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 1990. 424 с.
13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 51 — 62
Скачиваний: 661