СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-17-22
В настоящее время актуальность проблемы социализации детей с легкой умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования приобретает чрезвычайную важность. В общеобразовательных организациях значительно возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых отмечается снижение коммуникативно-познавательной потребности в общении, стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, что создает существенные барьеры в межличностном взаимодействии. Представлены результаты теоретического изучения проблемы социально-коммуникативного развития, описаны особенности коммуникативной деятельности детей с легкой умственной отсталостью. Подчеркивается необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической помощи в формировании коммуникативной деятельности посредством моделирования реальных ситуаций в сюжетно-ролевых играх, которые могут быть включены в коррекционную работу модулей, способствующих социальной адаптации детей данной категории.
Ключевые слова: социальная адаптация, умственная отсталость, коммуникативная деятельность, коммуникация, моделирование реальных ситуаций, социализация, социально-коммуникативное развитие
Библиография:
1. Коноплева А. Н. Образовательная интеграция и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями как социальная и психолого-педагогическая проблема: пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями / руковод. А. Н. Коноплева; ред. Т. Л. Лещинская. Минск: Национальный институт образования, 2005. 260 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Просвещение, 1996. 423 с.
3. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 304 с.
4. Баранова Э. А., Арсентьева Н. И. К вопросу о социальной компетентности младших школьников, обучающихся в условиях инклюзивного образования // Современные концепции научных исследований: сб. науч. работ V Междунар. научно-практ. конф.: в 6 ч. М.: Евразийский союз ученых (ЕСУ), 2014. Ч. 2. С. 16–18.
5. Галкина В. А. Технология формирования готовности к самоконтролю у младших школьников с легкой умственной отсталостью: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 21 с.
6. Галкина В. А. Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 3, № 4. С. 66–75.
7. Галкина В. А., Дмитриев А. А. Теоретические основы формирования регулятивных базовых учебных действий у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 2. С. 20–26.
8. Змушко А. М. Коммуникативная компетенция как важная составляющая социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями / руковод. А. Н. Коноплева; ред. Т. Л. Лещинская. Минск: Национальный институт образования, 2005. С. 54–66.
9. Аверкин А. В. Развитие компонентов социальной компетентности у подростков с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного образования: автореф. дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород, 2012. 23 с.
10. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
11. Левшина С. В., Синицына А. И. Развитие социальных компетенций младших школьников как проблема исследования // Педагогические исследования и современная культура: сб. науч. ст. Всероссийской интернет-конф. с междунар. участием / под ред. Т. Б. Алексеева, И. В. Гладкой, Е. Н. Глубокова, И. Н. Кондракова, Н. М. Федорова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 322 с.
12. Лыкова-Унковская Е. С. Технология формирования социально-бытовой компетентности младших школьников с легкой умственной отсталостью в условиях взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 25 с.
13. Лыкова-Унковская Е. С. Исследование социальной компетенции младших школьников с речевыми нарушениями // Междунар. научно-исследоват. журн. 2018. № 1–4 (67). С. 52–55.
14. Лыкова-Унковская Е. С. К вопросу о социализации детей с особыми образовательными потребностями // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы: материалы VI Всерос. с междунар. участием научно-практ. конф. М., 2019. С. 306–309.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 17 — 22
Скачиваний: 926