СТРАТЕГИИ КОМПЕНСАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ДЕФИЦИТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-23-30
Представлены данные, актуальные для обучения и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Доказана актуальность изучения лексики в условиях инклюзивного образования на примере детей с нарушениями зрения и детей с расстройствами аутистического спектра. Проанализирована специфика формирования словарного запаса при дефицитарном и искаженном варианте дизонтогенеза. Обозначены трудности восприятия и воспроизведения лексики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На основе приведенных данных выработана стратегия компенсации дефицитов лексики на основе межведомственного подхода. Межведомственный подход предполагает взаимодействие на трех уровнях (уровень региона, муниципалитета и конкретной организации), что делает возможным социальное партнерство и обеспечивает необходимые общие условия для устойчивого функционирования процесса компенсации лексического дефицита как социальной системы. Социальное взаимодействие представлено на примере волонтерской деятельности студентов педагогического вуза на базе школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и театрализованных экскурсий, организованных для детей с ограниченными возможностями здоровья и молодежи Управлением культуры администрации г. Томска, Музеем истории города Томска, Туристско-информационным центром города Томска. Волонтерская деятельность студентов проявляется в различных направлениях: летний пришкольный лагерь, творческие мастерские и мастер-классы, дни толерантности и новогодние елки. Такая практика очень полезна студентам, так как современные реалии предполагают умение работать в системе инклюзивного образования. В свою очередь, творческие мероприятия позволяют заинтересовать детей и получить новые социальные навыки, обогатить словарный запас и компенсировать лексические затруднения.
Ключевые слова: лексический дефицит, инклюзивное образование, интерактивная экскурсия, волонтерская деятельность, дети с ограниченными возможностями здоровья, лексика, межведомственное взаимодействие, социализация
Библиография:
1. Володина Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования. МФЛИНТА, 2016. 243 с.
2. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. 224 с.
3. Лосев А. Ф. Философия имени / Самое само: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 29–204.
4. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 211 с.
5. Медова Н. А. Анализ эхолалического скриптования у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях социума // Материалы ежегодной Международной научной конференции «Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия». СПб., 2019. С. 599–602.
6. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. 45 с.
7. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08 2016 № 1839-р: извлечение из документа) // Нормативные документы образовательного учреждения. 2016. № 11.
8. Малофеев Н. Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. 2003. № 4. С. 7–11.
9. Разенкова Ю. А. Об идеологических противоречиях в отечественной практике ранней помощи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 4. С. 3–8.
10. Разенкова Ю. А., Славин С. С. Базовые модели ранней помощи в региональном образовательном пространстве // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 2. С. 3–12.
11. Разенкова Ю. А. Межведомственное взаимодействие в системе ранней помощи // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. Альманах № 33. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-33/interagency-cooperation-in-the-system-ofearly-intervention (дата обращения: 12.10.2019).
12. Галкина Т. В. Музейно-краеведческая практика: основы музееведения, краеведения и экскурсоведения. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. 156 с.
13. Воропаева Ю. А., Богачева М. А. Театрализованная экскурсия как новый вид в культурно-досуговой сфере // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». Томск, 2013. С. 43.
14. Rudnitskii Y. A., Baigulova N. V. Interactive theatrical tour as a form of introducing a city // Siberian Development 2018. IOP Publishing IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science. 2018. Vol. 204. P. 43–47. DOI: 10.1088/1755-1315/204/1/012002
15. Прияткина Н. Ю. Подготовка волонтеров к деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: //http://science-education.ru/ru/article/view?id=25022 (дата обращения: 12.10.2019).
16. Буравлева Н. А., Грицкевич Н. К., Игловская Н. В. Инклюзивное образование: первый опыт и проблемы // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Вып. 3 (6) Сер. Педагогика, психология. 2011. С. 60–63.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 23 — 30
Скачиваний: 755