КАРЬЕРА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА (К БИОГРАФИИ АЛЕКСАНДРА КОНСТАНТИНОВИЧА ВОЛНИНА)
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-221-235
Многие аспекты истории образования начала ХХ в. как дореволюционного, так и советского периода до сих пор не получили должного освещения в историко-педагогических исследованиях. С развитием экономической сферы государства на рубеже XIX – начала XX в. образование стало массовым и приобретало все более светский характер, а система подготовки учителей требовала изменения в подходах и методах преподавания. Реформы в системе педагогического образования в условиях революционных событий, смены политических режимов в годы гражданской войны, формирования советской школьной системы вынуждали активно искать более эффективные стратегии для сохранения и развития традиций подготовки учителей. Особое значение в этих условиях приобретали люди, которые определяли профессиональное становление будущего учителя и стремились в любых обстоятельствах сохранить образовательный потенциал учебных заведений. Цель исследования – восстановить биографию Александра Константиновича Волнина – известного представителя российской профессионально-педагогической корпорации начала XX в. Его педагогическая карьера была связана с активным участием в процессах реформирования учительских институтов, направленных на совершенствование принципов подготовки учителей и организации дела народного просвещения. Работа подготовлена на основе уникальных архивных материалов и публикацией различных профильных изданий. На протяжении советского периода историко-педагогических исследований имя А. К. Волнина упоминалось исключительно в связи с его учеником, известным советским педагогом А. С. Макаренко. Эти обстоятельства делали невозможным объективное исследование биографии Александра Константиновича. Используя отрывочные сведения, собранные из самых разных и нередко противоречивых источников, установлено, что важнейшие этапы профессиональной деятельности Александра Константиновича Волнина в сфере педагогического образования были связаны с историей Полтавского и Новониколаевского учительских институтов. Он принимал самое активное участие в разработке положений реформы учительских институтов 1917 года. Являлся специалистом и методистом в области подготовки учителей для трудовой школы. Изучение истории развития педагогического образования, традиций преподавания, восстановление исторической преемственности в работе различных поколений педагогов являются важным фактором развития педагогической науки и повседневной учительской практики.
Ключевые слова: Александр Константинович Волнин, история педагогического образования, реформы учительских институтов, А. С. Макаренко, Полтавский учительский институт, Новониколаевский учительский институт
Библиография:
1. Созинова Г. А. А. С. Макаренко и А. К. Волнин в Полтавском учительском институте // Советская педагогика. 1982. № 3. С. 92–94.
2. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-15: [Личный фонд П. Д. Войтика]. Оп. 1. Д. 200.
3. Список Высочайше утвержденных приходов по Ростовскому уезду, с составом причтов при них, и лиц, предназначенных в зачислению в штат и к оставлению сверхштатными, утвержденным Его преосвященством (Ярославль: Типография Земской управы, 1878 год) / [Авторы электронной версии: И. Долгинина, В. А. Измайлов] // Справочные издания / Сайт Ярославского историко-родословного общества, 5 января 1915. URL: http://www.yar-genealogy.ru/0369.php (дата обращения: 10.01.2015).
4. ГАНО. Ф. 1119. Оп. 1. Д. 249.
5. Списки студентов, окончивших курс Императорской Московской духовной академии за 1-е столетие ее существования (1814–1914). Сергиев Посад, 1915. 178 с.
6. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 802. Оп. 10 – 1909 г. Д. 765.
7. Журнал собраний Совета Московской духовной академии за 1910 год // Богословский вестник. 1911. Т. 2, № 6. С. 58–66.
8. Хиллиг Г. Миф о «дипломной работе» выпускника Полтавского учительского института А. С. Макаренко // Альманах Макаренко. 2012. № 1. С. 125–127.
9. Хиллиг Г. О судьбе «дипломной работы» А. С. Макаренко // Педагогика. 1992. № 7–8. С. 91–93.
10. Тарасов В. Н. В Полтавском учительском институте // Воспоминания о Макаренко: сб. материалов / сост. Н. А. Лялин и Н. А. Морозова. Л., 1960. С. 41–49.
11. Краткая биография Антона Семеновича Макаренко от Н. А. Лялина: материалы к биографии Антона Семеновича Макаренко (1888–1939) по листкам из архива Натана Александровича Лялина (1902–1992). URL: http://zt1.narod.ru/a-smak5.htm (дата обращения: 16.12.2014).
12. Макаренко В. С. Мой брат Антон Семенович: воспоминания // Библиотека электронной литературы. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9C/makarenko-vitalij-semenovich/moj-brat-anton-semenovich (дата обращения: 16.12.2014).
13. Волнин А. К. Антон Семенович Макаренко в учительском институте: Воспоминания. В кн.: Воспоминания о Макаренко: сб. материалов / сост. Н. А. Лялин и Н. А. Морозова. Л., 1960. С. 35–40.
14. Учительская газета. 1955. 3 дек.
15. Булава Л. М. Діяльність Полтавського учительського інституту (ІХ.1914 - ІХ.1917 рр.) // Географiчна освiта в контекстi iсторiï Полтавського нацiонального педагогiчного унiверситету iмени В. Г. Короленка (1914–2014 роки). Полтава, 2014. С. 38–56.
16. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2686.
17. Кочурина С. А. Реформа учительских институтов Временного правительства (1917) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 9 (99). C. 168–172.
18. РГИА. Ф. 733. Оп. 184. Д. 279.
19. Гетц Хеллиг. К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко // Cahiers du Monde russe et soviétique. XXX (1–2). Jan–Juin. 1989. P. 137–158. URL: https://www.persee.fr/doc/cmr_0008-0160_1989_num_30_1_2180 (дата обращения: 16.12.2014).
20. Голос Сибири. 1917. 7 окт. № 219.
21. Новосибирский городской архив (НГА). Ф. 142. Оп. 1. Д. 3.
22. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 10.
23. ГАРФ. Ф. Р-320. Оп. 2. Д. 178.
24. ГАРФ. Ф. А2306. Оп. 10. Д. 40.
25. ГАТО. Ф. Р-72. Оп. 1. Д. 36.
26. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 344.
27. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 278.
28. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 284.
29. ГАНО. Ф. 1053. Оп. 1. Д. 60.
30. ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 2.
31. ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 786.
32. ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 3.
33. ГАНО. Ф. Р-15. Оп. 1. Д. 208.
34. ГАНО. Ф. 1053. Оп. 1. Д. 115.
35. Вятский педагогический институт имени В. И. Ленина (1918–1928). Вятка, 1928. 257 с.
36. Волнин А. К. К вопросу о построении учебного курса по социальной психологии // Путь просвещенца. Вятка. 1924. N 4. С. 37–44.
Выпуск: 5, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 221 — 235
Скачиваний: 762