РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-142-149
Представлены особенности организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении с использованием цифровых образовательных ресурсов, развития профессионального самоопределения обучающихся с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей в условиях современной образовательной среды. Знание основ психологического и психофизиологического развития обучающихся позволяет выстраивать профориентационную деятельность с учетом возрастных особенностей контингента школьников как на уровне начального и среднего, так и на уровне старшего звена школы. Современное образовательное пространство отличает наличие большого количества информации, передача которой обеспечивается использованием современных гаджетов и информационно-коммуникационных технологий. Грамотное, целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий обеспечивает расширение возможностей для предоставления обучающимся адресной помощи при определении профессиональных интересов и личностных особенностей, углубленном изучении необходимых для выбранной специальности предметов, проведении профессиональных проб, повышении мотивации к выбранной профессии и трудовой деятельности в целом. Использование цифровых образовательных ресурсов в профориентационной деятельности позволяет вывести эту работу на принципиально новый уровень, учитывающий как тенденции развития современного образования, так и индивидуальные особенности и интересы обучающихся в рамках развития их профессионального самоопределения и личностного потенциала. Использование индивидуальных цифровых профилей в профориентационной деятельности со школьниками обеспечивает высокую эффективность профессионального самоопределения старшеклассников при условии личностно-смысловой вовлеченности каждого учителя, психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех этапах профориентационной деятельности, ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, цифровые образовательные ресурсы, современная образовательная среда, личностный потенциал, информационно-коммуникационные технологии
Библиография:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Грицкевич Н. К., Решотка Ю. Н., Рождественская А. Н. Развитие личности обучающихся в рамках реализации концепции природосообразного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 11 (164). С. 110–114.
3. Горбачева С. М., Проскурина Е. Н., Станкевич А. В. Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала одаренных детей // Молодой ученый. 2016. № 20. С. 673–675.
4. Щупленков О. В., Щупленков Н. О. Проблема трансформации ценности образования молодым поколением // Современное образование. 2013. № 1. С. 44–105.
5. Соколова И. Ю., Грицкевич Н. К. Развитие личностного потенциала, сохранение здоровья школьников, студентов в природосообразной и культуросообразной образовательной среде // Наука и инновации – современные концепции: сб. науч. ст. Междунар. науч. форума. М.: Инфинити, 2019. С. 97–110.
6. Шепель Э. В. Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее // Научно-метод. электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 615–619.
7. Федорова О. А. Образовательная среда развития личностного потенциала подрастающего поколения // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 9. С. 151–155.
8. Васильева А. В. К вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли // Человек и образование. 2016. Вып. 2 (47). С. 128–133.
9. Финченко С. Н., Рождественская А. Н. Утомление человека и его профилактика в образовательном процессе // Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Томск: 2016. С. 26–30.
10. Грицкевич Н. К., Решотка Ю. Н., Рождественская А. Н. Особенности профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста: материалы III Междунар. научно-практ. конф. Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. С. 52–56.
Выпуск: 5, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 142 — 149
Скачиваний: 1130