ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СКРИПТОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-201-206
Затрагивается проблема социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Одной из основных проблем взаимодействия аутистов с взрослыми и сверстниками является нарушение коммуникации вследствие искаженного восприятия действительности. Проведены анализ склонности использования социальных скриптовых фраз детьми с расстройствами аутистического спектра, а также выявление рефенциального и экспрессивного типа формирования речи у детей данной категории. Включение скриптовых (сценарных, автоматизированных) фраз в процесс обучения, социального взаимодействия, игру позволяет детям с расстройствами аутистического спектра формировать коммуникативные способности, которые необходимы для включения их в социум.
Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, коммуникация, референциальный и экспрессивный речевой тип, социальное и эхолалическое скриптование
Библиография:
1. Минздрав: В России увеличилось количество случаев аутизма // Журнал «Версия». 2019. № 29. URL: https://versia.ru/minzdrav-v-rossii-uvelichilos-kolichestvo-sluchaev-autizma (дата обращения: 06.08.2019).
2. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. 224 с.
3. Малофеев Н. Н. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. 120 с.
4. Детский аутизм: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / сост. Л. М. Шипицына; Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Дидактика плюс, 2001. 365 с.
5. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 432 с.
6. Мёдова Н. А., Рудин И. В. Современный подход к формированию альтернативной коммуникации у детей со сложной структурой нарушения развития // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 1 (190). С. 9–14.
7. Скриптованная речь при аутизме. URL: http://www.corhelp.ru/narusheniya-i-pomoshh/skriptovannaya-rech-pri-autizme (дата обращения: 03.07.2019).
8. Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб.: Питер, 2005. 224 с.
9. Доброва Г. Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018. 265 с.
10. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
Выпуск: 5, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
Страницы: 201 — 206
Скачиваний: 726