ПРОБЛЕМЫ ПОПУЛЯЦИОННОЙ ОЦЕНКИ РИСКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-189-200
Обсуждаются психологические причины искажения опросных данных о распространенности поведения подростков, ассоциированного с риском правонарушений. Раскрыты условия подготовки и проведения опросов, мотивирующие или демотивирующие респондентов на участие в анкетировании и предоставлении релевантных данных. Эмпирическим основанием сделанных выводов являются результаты наблюдения поведения респондентов и их родителей в процессе подготовки к опросу и его проведения в 27 общеобразовательных школах. Учет психологических потребностей подростков и их родителей рассматривается как ключевое условие получения валидных данных. Авторы указывают на необходимость учета потребностей респондентов в безопасности, информации и признании социальной ценности их ответов. Они описывают ряд примененных ими мотивирующих приемов и способов дебрифинга возможных негативных последствий опроса. Применение этих приемов позволило поднять уровень сотрудничества подростков в процессе опроса.
Ключевые слова: профилактика правонарушений, мониторинг, ФЗ № 120, употребление ПАВ, подростки, молодежь, поведение респондента
Библиография:
1. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления // Казанский мед. журнал. 2018. Т. 99, № 4. C. 698–705.
2. Aldridge J. M., McChesney K.The relationships between school climate and adolescent mental health and wellbeing: A systematic literature review // International Journal of Educational Research. 2018. Vol. 88. P. 121–145.
3. Reis D. C. dos, Corrкa de Almeida T. A., Miranda M. M., Alves R. H., Faria Madeira A. M. Health vulnerabilities in adolescence: socioeconomic conditions, social networks, drugs and violence // Revista Latino-Americana De Enfermagem. 2013. Vol. 21, № 2. P. 586–594.
4. Augustyn M. B., Thornberry T. P., Henry K. L. The reproduction of child maltreatment: An examination of adolescent problem behavior, substance use, and precocious transitions in the link between victimization and perpetration // Development And Psychopathology. 2019. Vol. 31, № 1. P. 53–71. DOI: 10.1017/S0954579418001633
5. Hanimoglu E. Deviant Behavior in School Setting // Journal of Education and Training Studies. 2018. Vol. 6, №10. P. 133–141.
6. Pedersen M. U., Tomsen K. R. Externalizing behavior problems are related to substance use in adolescents across six samples from Nordic countries // European Child & Adolescent Psychiatry. 2018. Vol. 27, № 12. P. 1551–1561.
7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения: 31.07.2019).
8. О соблюдении прав и законных интересов детей в Томской области: ежегодный доклад по итогам 2018 года. Уполномоченный по правам ребенка в Томской области. Томск, 2019. 184 с.
9. Макушкин Е. В., Чибисова И. А. Дети и подростки в ситуациях социального дистресса // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2017. Вып. 2, №11. C. 4–12.
10. О соблюдении прав и законных интересов детей в Томской области: Ежегодный доклад по итогам 2017 года. Уполномоченный по правам ребенка в Томской области. Томск, 2018. 93 с.
11. Бохан Н. А., Карауш И. С., Дашиева Б. А., Куприянова И. Е. Аддиктивное поведение и факторы риска, связанные со средой, у подростков с различным уровнем здоровья // Наркология. 2018. В. 17, № 7. C. 48–57.
12. Тюлюпо С. В., Дашиева Б. А., Арышева Е. Г., Настас А. Э. Средовые и индивидуальные индикаторы субъективного благополучия подростков из сельских, малых городских и кочевых сообществ Сибири // База данных. Свидетельство о государственной регистрации № регистрации 2019620069 от 14.01.2019.
13. Смирнов А. В. Стремление к сокрытию аддикции как проблема психодиагностики аддиктивного поведения // Образование и наука. 2010. № 9. C. 48–55.
14. Методические рекомендации по организации деятельности антинаркотических комиссий в муниципальных образованиях в субъектах Российской Федерации. Новосибирск, 2014. 111 с.
15. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2006. 351 c.
16. Руденко Л. Д. Современные методы социологических исследований: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 120 c.
Выпуск: 5, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
Страницы: 189 — 200
Скачиваний: 766