СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРАКТИКУМЕ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ДЛЯ ВУЗА
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-19-29
В условиях увеличивающегося потока учебной информации существует противоречие между ее большим объемом и ограниченным временем на изучение. Соответственно, встает вопрос о структурировании учебной информации для лабораторных работ по неорганической химии на основе особенностей ее восприятия обучающимися. Исследование проводилось на основе определения эффективности разработанных инструкций к лабораторным работам по химии. Оно включало результаты анкетирования обучающихся, определение трудности восприятия ими инструкций в текстовой и структурированной формах, оценку затрат времени на подготовку, выполнение работ и оформление отчета к ним в экспериментальной и контрольной группах. Группы имели одинаковые условия работы и уровень подготовки, но их отличием было использование разных методических материалов. Приведены результаты входного и выходного контроля знаний обучающихся с целью выявления качества усвоения химической информации на лабораторных занятиях. Описаны особенности разработанных инструкций к лабораторным занятиям в вузе, включающие представление их в табличной форме, содержащей отдельные блоки, алгоритмизацию описания выполняемых действий в ходе эксперимента, выделение вопросов и заданий к опытам. Предложена конструкция предложений в алгоритме хода осуществления химического эксперимента. Приведен пример описания содержания опыта к лабораторной работе. Представлены результаты педагогического эксперимента, включающего в себя анализ оценивания трудности восприятия инструкций разных форм, затрат учебного времени на подготовку и проведение химических опытов в работе, тестирования обучающихся контрольной и экспериментальной групп. Проведено анкетирование учителей химии и биологии, результаты которого свидетельствуют об универсальности представленных материалов и возможности их применения в школьной практике преподавания естественно-научных предметов. Использование структурированных инструктивно-методических материалов при проведении лабораторных занятий по неорганической химии способствует экономии учебного времени для подготовки и осуществления опытов, на основе чего совершенствуется методика проведения лабораторных работ, что позволяет обучающимся более осознанно и качественно усвоить химическую информацию.
Ключевые слова: лабораторные работы по химии, структурированность учебных материалов, эргономичность в обучении, трудность восприятия текста, учебнометодическое пособие, входной и выходной контроль
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 12.04.2019)
2. Ковалева С. В., Шабанова И. А., Чиркова С. Е. О подготовке научной информации к учебному процессу // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 2. С. 70–73.
3. Ковалева С. В., Шабанова И. А., Чиркова С. Е. О формах представления химической информации в учебном процессе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11. С. 72–75.
4. Ковалева С. В., Шабанова И. А., Чиркова С. Е. Использование фреймовой модели структурирования учебной информации в практикуме по химии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2. С. 152–157.
5. Зайцев О. С. Методика обучения химии: теоретический и прикладной аспекты: учебник для вузов. М.: Владос, 1999. 383 с.
6. Чернобельская Г. М. Теория и методика обучения химии: учебник для педагогических вузов. М.: Дрофа, 2010. 318 с.
7. Минченков Е. Е. Практическая дидактика в преподавании естественно-научных дисциплин: учебное пособие. 2-е изд., испр. СПб.: Лань, 2016. 496 с.
8. Чиркова С. Е., Шабанова И. А., Ковалева С. В. О восприятии информации студентами в практикумах по химии // Преподавание ес тественных наук (биологии, физики, химии), математики и информатики в вузе и школе: сб. материалов VΙΙΙ Междунар. науч.-метод. конф. (27–28 октября 2015 г.). Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2015. С. 246–248.
9. Шабанова И. А., Ковалева С. В., Чиркова С. Е. Совершенствование проведения лабораторных занятий по химии через структурирование учебного материала // Преподавание естественных наук (биологии, физики, химии), математики и информатики в вузе и школе: сб. материалов VΙΙ Междунар. науч.-метод. конф. (29–30 октября 2014 г.). Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2014. С. 81–84.
10. Скрипко З. А., Катаев С. Г. Предъявление информации в процессе обучения естественным наукам // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 147–152. DOI: 10.23951/1609-624Х-2017-12-147-152
11. Сквирский В. Я. Методические указания по разработке структуры учебной информации. М.: МАДИ, 1980. 80 с.
12. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. 189 с.
13. Ковалева С. В., Шабанова И. А., Чиркова С. Е. Неорганическая химия. Лабораторные работы: учеб.-метод. пособие. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2018. 244 с.
14. Практикум по неорганической химии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. В. Бабич, С. А. Болезин, Ф. Б. Глинка и др. 4-е изд. М.: Просвещение, 1991. 320 с.
15. Шпаковский Ю. Ф. Оценка трудности восприятия и оптимизации сложности учебного текста (на материале текстов по химии): автореф. дис. … канд. филол. наук. Минск, 2007. 21 с.
16. Шпаковский Ю. Ф., Шишкина Н. И. Экспериментальное определение трудности текстов по химии // Славянские языки: системно-описательный и социокультурный аспекты исследования: материалы респуб. науч.-метод. конф. (12–13 ноября 2003 г.). Брест, 2003. С. 298–301.
Выпуск: 5, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 19 — 29
Скачиваний: 745