ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ РОССИЙСКОГО ВУЗА
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-106-116
Приведены в обобщенном виде материалы научно-педагогического исследования, связанного с выявлением образовательного потенциала физического воспитания для социокультурной адаптации иностранных обучающихся российского вуза. Показаны принципы и педагогические способы актуализации и реализации такого потенциала. Представлены описание и результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета и Сибирского государственного медицинского университета (Томск), по апробации авторского видения педагогических подходов, обеспечивающих социокультурную адаптацию иностранных обучающихся образовательными средствами физического воспитания. Обозначен социализирующий потенциал вузовских практик физического воспитания в отношении иностранных обучающихся и доказаны педагогические условия его реализации. Представлены особенности нового вида педагогического действия преподавателя физической культуры в вузе – его тьюторской функции при работе с иностранными обучающимися. Сформулированы конкретные организационно-педагогические рекомендации вузовским преподавателям физической культуры, связанные с эффективным решением задач интернационализации российского высшего образования посредством социокультурной адаптации иностранных обучающихся с помощью ресурсов физического воспитания.
Ключевые слова: иностранные обучающиеся российского вуза, социокультурная адаптация, образовательный потенциал физического воспитания, тьюторская функция в деятельности преподавателя физической культуры
Библиография:
1. Арефьев А. Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг // Образовательные технологии. 2008. № 4. С. 13.
2. Кудряшов Н. А. Адаптация студента-иностранца в вузе: проблемы и пути их решения. Краснодар: Юг, 2016. 78 с.
3. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2003. 416 с.
4. Ременцев А. Н., Казанцева А. А. Социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 7. С. 10–14.
5. Кривцова И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии имени Н. Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 17–25.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 8-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2013. 240 с.
7. Федеральный закон № 329-ФЗ, ст. 28 от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения:13.06.2017).
8. Секерин В. Д. Физическая культура (для бакалавров). М.: КноРус, 2013. 424 c.
9. Физическая культура и физическая подготовка: учебник / под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова. М.: ЮНИТИ, 2016. 431 c.
10. Смышляев К. А., Минин М. Г., Рябова Т. С. Физическое воспитание студенческой молодежи в условиях интернационализации образовательной среды российского вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 9 (186). С. 83–89. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-9-83-89.
11. Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 163–180.
12. Шевелева С. И. Учет национальных особенностей студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона при обучении русскому языку как иностранному // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 115–118.
13. Колбасова И. В. Адаптация иностранных студентов к иной социокультурной среде средствами физической культуры // Спорт и физическая культура: интеграция научных исследований и практики: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. С. 9.
14. Ellingboe B. J., Mestenhauser J. A. Divisional strategies to internationalize a campus portrait: Results, resistance, and recommendations from a case study at U.S. university // Reforming the higher education curriculum: Internationalizing the campus. Phoenix, AZ: The American Council on Education and The Oryx Press, 1998. P. 198–228.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 106 — 116
Скачиваний: 726