ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ПРОБЛЕМА
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-67-76
Рассмотрены имеющиеся в современной научной литературе исследования отечественных авторов, предоставляющие возможность обобщить на теоретико-методологическом уровне концептуальные положения, связанные с конструированием психологической поддержки. Подчеркивается, что психологическая поддержка реализуется в целях психологического обеспечения гармоничного становления личности в современном обществе, предупреждения развития негативных тенденций, преодолении трудностей личностного роста. Утверждается, что внедрение в образовательное пространство личностно ориентированных инновационных технологий осложняется жесткой привязанностью педагогов к сложившимся исторически формам организации образовательного процесса, в неспособности образовательных систем проектировать и контролировать формирование творчески ориентированной и саморазвивающейся личности обучаемого. Проанализированы генезис и феноменология психологической поддержки субъектов образовательного пространства. Выделены целевые ориентиры проектной деятельности психолога по ее непосредственному воплощению. Охарактеризованы модели научно-методического руководства учебно-воспитательным процессом, «скорой помощи», «сопровождения» и «развития личности». Описаны сущностные характеристики и механизмы психологической поддержки как базовой тенденции, оказывающей содействие личностному и профессиональному становлению студенческой молодежи.
Ключевые слова: личностно-развивающее обучение, психологическая поддержка, профессиональное становление, саморазвитие, экзистенциальные проблемы
Библиография:
1. Вазина К. Я. Модель саморазвития человека (концепции, технологии). Н. Новгород: Изд-во Волж. инж.-пед. ин-та, 1999. 256 с.
2. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 1999. 288 с.
3. Выступление В. И. Матвиенко на VII Российском съезде ректоров // Высшее образование в России. 2003. № 1. С. 19–22.
4. Асмолов А. Г. Со=действие ребенку – развитие личности // Забота – поддержка – консультирование. Серия: Новые ценности образования / под ред. Н. Б. Крыловой. М.: ИННОВАТОР, 1996. С. 39–44.
5. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28–38.
6. Рябикина З. И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995. 170 с.
7. Ахметова Л. В. Социально-психологическая адаптация и профессиональное развитие личности в педагогическом вузе (из опыта работы) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 4 (94). С. 131–135.
8. Лимонова О. О., Колесникова Т. В. Психологическая поддержка самоактуализации личности студентов высшей школы // Мир науки. 2018. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN218.pdf (дата обращения: 05.04.2019).
9. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика плюс, 1999. 352 с.
10. Дубровина И. В. Содержание работы психолога образования // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 1. С. 74–77.
11. Щербанева Н. Г. Психологическая поддержка профессионального развития студентов педагогического вуза средствами психологической службы: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2003. 23 с.
12. Кондракова Э. Д. Диалоговая технология в воспитательной работе вуза // Известия Волгоградского гос. техн. ун-та. 2015. № 2 (155). Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. Вып. 20. С. 133–137.
13. Крупнов А. И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. М.: Изд-во РУДН, 1990. С. 31–38.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 67 — 76
Скачиваний: 767