ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-45-52
Актуальноcть иcследования данной проблемы обусловлена запросом общества, ростом инклюзивного образования в стране. Анализируются понятия «адаптация», «школьная адаптация», «социальная адаптация», «личностная адаптация», «психологическая адаптация» и обосновываются педагогические условия, обеспечивающие результативность адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к учебной деятельности. Были использованы следующие методики: опросник для учителя по изучению школьной адаптации учащихся (методика Л. М. Ковалевой), проективная методика «Что мне нравится в школе?» (Н. Г. Лусканова), «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова), «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор), «Адаптация» (Т. А. Немчин). Выявлены своеобразие взаимодействия обучающихся, личностная устойчивость, индивидуально-психологические особенности, школьная тревожность в период адаптации. Результативность исследуемого явления достигается путем реализации педагогической технологии, педагогического сопровождения, средствами субъектразвивающего образования. Исследование позволяет сделать заключение, что успешность адаптации младшего школьника с ОВЗ к учебной деятельности обеспечивается специально созданными педагогическими условиями, в число которых входят: активизация познавательной активности детей, организация сотрудничества как трехстороннего аспекта взаимодействия, обеспечение инклюзивного диалогического общения с учетом возрастных особенностей развития психических процессов, создание положительного микроклимата социального окружения.
Ключевые слова: младший школьник, адаптация, школьная адаптация, факторы адаптации, инклюзивное образование, учебная деятельность
Библиография:
1. Фадина М. А., Кувырталова М. А. Особенности процесса адаптации первоклассников к условиям образовательной среды современной школы и их учет в практической деятельности учителя // Вестн. науки и образования. 2018. № 13 (49). С. 72–75.
2. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
3. Томчук А. С. Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 161–165. URL: http://e-koncept.ru/2015/95076.htm (дата обращения: 15.03.2019).
4. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Николаев, 2013.
5. Подольская О. А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 57 с.
6. Быков Д. А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. 2006. № 1.
7. Петровский В. А. Понимание «Я»: по ту сторону «порочного круга» // Развитие личности. 2013. № 1. С. 27–50.
8. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. С. 77–90.
9. Важенина Н. Н. Развитие диалогической речи у детей // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Международной научной конференции (г. Чита, октябрь 2013 г.). Чита: Молодой ученый, 2013. С. 93–95.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ, ИНКЛЮЗИВНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 45 — 52
Скачиваний: 1010