ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-27-34
Рассматриваются условия формирования психолого-педагогических условий адаптации детей к школе уже на этапе дошкольного образования. Отмечается большое влияние степени развития психологических факторов у дошкольников на успешность их адаптации к школьному обучению. Особое внимание уделяется проблеме адаптации детей к школе с учетом развития у них звукопроизношения, лексического и грамматического строя речи, фонематических способностей. Обобщены факторы, влияющие на успешную адаптацию первоклассников. Обосновывается добавление в эту группу факторов еще одного – грамотная и выразительная речь ребенка, правильное произношение букв и слогов, развитые фонематические способности. Был проведен анализ соотношения фонематических способностей и последующей адаптации детей к школе. На теоретическом уровне раскрываются особенности проявления фонематических способностей в процессе обучения в первом классе и их влияние на успешность адаптации к школе не только в учебной деятельности, но и во взаимодействии с педагогами и одноклассниками. Рассматриваются основные подходы к формированию фонематических способностей у дошкольников. Выделяются специфические условия организации занятий в детском саду по развитию фонематических способностей с учетом возрастных особенностей детей и особыми требованиями к организации работы с детьми на данном этапе развития согласно ФГОС ДО. Делается вывод о том, что своевременное развитие фонематических способностей будет способствовать правильному произношению, пониманию речи, ее восприятию, а затем и успешному обучению в школе, что приведет к более благоприятной и положительной адаптации первоклассников.
Ключевые слова: фонематические способности, речь, адаптация, дошкольники, дезадаптация, грамматический строй, звукопроизношение
Библиография:
1. Фадина М. А., Кувырталова М. А. Особенности процесса адаптации первоклассников к условиям образовательной среды современной школы и их учет в практической деятельности учителя // Вестн. науки и образования. 2018. № 13 (49). С. 72–75.
2. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
4. Хватцев М. Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2009. Кн. 1. 272 с.
5. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Наука, 1958. 312 с.
6. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. М.: Сфера, 2010. 64 с.
7. Журова Е. Л., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2009. 227 с.
8. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. 134 с.
9. Беляева О. Л. Совершенствование фонематического восприятия у младших школьников с кохлеарным имплантом // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2012. № 5. С. 54–59.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ, ИНКЛЮЗИВНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 27 — 34
Скачиваний: 736