ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ И РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-226-232
Ментальная репрезентация – это субъективный образ какого-либо события или оперативная форма ментального опыта. По мере изменения ситуации изменяется и ментальный опыт. Описан алгоритм подбора учебных задач, а также набор методов психодидактической направленности развития ментальных репрезентаций и репрезентативных способностей: метод подбора задач и метод создания индивидуальных ментальных карт. Метод подбора представлен четырьмя основными типами задач: первый тип выбирается преподавателем для работы с обучающимися с низким уровнем учебно-познавательного опыта и включает в себя тренировочные упражнения, а также приемы развития познавательного интереса и умений саморегуляции с помощью учителя. Второй тип задач представлен учебными текстами, работа с которыми позволяет создавать ментальные репрезентации, а также формирует умение рефлексировать. Третий тип задач предполагает проверку умения дополнить тезаурус новыми способами учебной деятельности. Четвертый тип включает задачи на творческое применение знаний обучающимися. Метод создания индивидуальных ментальных карт предполагает формирование умений на более высоком уровне. В основе этого метода лежит деятельность по созданию ментальных репрезентаций и применению приемов рефлексии в учебной деятельности.
Ключевые слова: ментальная репрезентация, индивидуальная ментальная карта, учебный текст, активизация познавательной деятельности, метод подбора задач, метод создания индивидуальных ментальных карт
Библиография:
1. Астахова А. А. Ментальные репрезентации учебных текстов подростками с разным учебно-познавательных опытом: дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2014. 310 с.
2. Кибальченко И. А. Изучение менталь¬ных репрезентаций учебных текстов (задач) подростков с разной организацией учебно-познавательного опыта // Известия Южного федерального ун-та. Пед. науки. 2013. № 7. С. 61–67.
3. Астахова А. А., Кибальченко И. А. К проблеме изучения ментальных репрезентаций учебных текстов подростков с разной организацией учебно-познавательного опыта // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 10, октябрь. С. 194–198.
4. Арбузова Е. Н. Конструирование учебно-познавательных задач для разных типологических групп учащихся: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 1998. 205 c.
5. Федорова И. Р. Характеристика системы проектирования учебных задач для диагностики уровня сформированности общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 9 (186). С. 128–131. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-9-128-131
6. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Пеленг, 1997. 194 с.
7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
8. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1976. 150 с.
9. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Наука, 1958. 147 с.
10. Максютин А. А. Многоуровневая система задач как средство обучения учащихся средней школы алгебре и началам математического анализа: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2007. 324 с.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 226 — 232
Скачиваний: 985