УЧЕТ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОГАЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-27-38
В современных условиях организации школьного математического образования актуальным является вопрос о профессиональной подготовке будущего учителя математики, позволяющей ему осуществить компетентностный подход к решению основных проблем школьного курса математики. Одной из таких проблем является организация повторения учебного материала. Будущие учителя математики должны понимать, что не всякое повторение является продуктивным и обеспечивает преемственные связи между разными ступенями обучения. Если повторение проводить в той же форме, что и изучение материала, то оно становится малоэффективным. В связи с этим среди разных видов повторения выделяется обогащающее повторение. Исследования показывают, что будущие учителя математики должны быть готовы к осуществлению обогащающего повторения, которое заключается в том, что пройденный материал включается в новые связи, он перестраивается и обобщается. Пересмотру подвергаются известные признаки понятий и связи между понятиями. Для подготовки будущих учителей математики к организации обогащающего повторения нужна интеграция их психологических, дидактических и предметных знаний о данной проблеме с приоритетом использования психологических закономерностей развития личности в качестве основы организации учебного процесса. Иными словами, требуется овладение психодидактическим подходом к решению методических задач. Для того чтобы будущие учителя смогли осуществить психодидактический подход, они должны осознать необходимость организации обогащающего повторения, понимать, какие математические и психолого-педагогические знания им необходимы. Особое внимание при этом обращается на рассмотрение психологических закономерностей образования понятий и условий, способствующих их формированию. Выявляется ключевой элемент методической деятельности, создающий условия для компетентностного подхода к организации обогащающего повторения учебного материала, – развитие разных способов кодирования информации (словесно-символический, визуальный, предметно-практический). С помощью специальных интегрированных заданий, включающих постановку проблемы, психолого-педагогическое направление для учебной деятельности, примеры решения проблемы, приглашение к работе, будущие учителя овладевают текстовой компетентностью (на примере повторения натуральных чисел). Итогом этой работы является создание типов учебных текстов и их примеров, способствующих развитию способов кодирования информации о натуральных числах и десятичных дробях. Кроме того, они получают пример профессионального подхода к решению возникающей проблемы при обучении математике.
Ключевые слова: обогащающее повторение, способы кодирования информации, преемственность, позиционная запись числа
Библиография:
1. Тестов В. А. Стратегия обучения математике. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1999. 304 с.
2. Далингер В. А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. Омск: ОмИПКРО, 1993. 323 с.
3. Нешков К. И. Некоторые проблемы преемственности при обучении математике // Преемственность в обучении математике. М.: Просвещение, 1978. С. 13–23.
4. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц. Книга для учителя. М.: Столетие, 1996. 320 с.
5. Пустынникова А. М., Лизура Н. Ю., Сазанова Т. А. Обогащающее повторение на уроках математики: учебное пособие. Томск: Оптимум, 2004. 116 с.
6. Гельфман Э. Г., Просвирова И. Г., Холодная М. А., Цымбал С. Н. Учет психологических закономерностей устройства понятийного опыта как фактор повышения качества математического образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 55–60.
7. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Институт психологии РАН, 2016. 200 с.
8. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
9. Толстой Л. Н. Арифметика. М.: Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1913. 160 с.
10. Математика: учебная книга и практикум для 5 класса: в 2 ч. Ч. 1 / Э. Г. Гельфман, Л. Н. Демидова и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 240 с.
11. Цымбал С. Н. Формирование рефлексивного опыта студентов физико-математического факультета в курсе теории и методики обучения математике // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 6 (69). С. 70–75.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 27 — 38
Скачиваний: 869