НАСТАВНИЧЕСТВО, ПРАКТИКИ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-215-225
Исследуются потребности и отношение студентов физико-математического факультета Томского государственного педагогического университета к дополнительным образовательным практикам, взаимосвязь личностных интересов студентов с такими практиками, отношение студентов к наставничеству в их учебно-профессиональной деятельности. Приведены результаты анкетирования выборки выпускников рассматриваемого факультета, окончивших бакалавриат и магистратуру. В контексте обозначенных вопросов исследуются степень и характер предоставления вузом для студентов возможностей осваивать на практике педагогическую деятельность различного рода, взаимодействовать с наставниками, в том числе информированность студентов о таких возможностях, реализация их студентами, взаимодействие студентов с профессиональным сообществом и наставниками. Рассматривается соотношение личностных интересов и ценностей студентов с полученным ими образованием, а также исследуются вопросы личного влияния студентов на собственную траекторию учебно-профессионального развития. Выявлен достаточно высокий уровень личностной заинтересованности студентов в дополнительных образовательных практиках и установлении контактов с профессиональными сообществами. При этом удовлетворенность студентов такими практиками, реализованными в период обучения в педагогическом вузе, также достаточно высока, что связано с характером организации образовательного процесса на исследуемом факультете, ориентированным на практическую деятельность, наставничество и интеграцию с профессиональными сообществами.
Ключевые слова: наставничество, профессиональные действия, дополнительные образовательные практики, личностная значимость, профессиональные сообщества, обмен опытом
Библиография:
1. Корытова Г. С., Никифорова Н. А. Профессиональное становление личности педагога: проблемное поле и концептуальные модели // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. № 1 (154). С. 9–15.
2. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. 376 с.
3. Malm B. Towards a new professionalism: enhancing personal and professional development in teacher education // Journal of Education for Teaching. 2009. Vol. 35, № 1. Р. 77–91. DOI: 10.1080/02607470802587160 URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/02607470802587160?scroll=top&needAccess=true (дата обращения: 06.07.2018).
4. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 2. С. 87–91.
5. Дудина Е. А. Наставничество в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. 2017. Т. 7, № 1. С. 49–62. DOI: 10.15293/2226-3365.1701.04. URL: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1701.04 (дата обращения: 06.07.2018).
6. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. 2017. Т. 7, № 5. С. 25–36. DOI: 10.15293/2226-3365.1705.02. URL: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.02 (дата обращения: 06.07.2018).
7. Червонный М. А. Наставничество в построении концепции педагогического сопровождения будущих педагогов в интеграционных процессах систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 16–23. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-16-23
8. Залевский Г. В. Супервизия: практика в поисках теории // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 5–13.
9. Файзулаева Е. Д. Технология супервизии в подготовке бакалавров в педагогическом университете как реализация наставничества // Сибирский пед. журн. 2017. № 6. С. 57–66.
10. Червонный М. А., Газизов Т. Т., Борисова Е. Е. Организация педагогической практики студентов на базе центра дополнительного образования // Педагогика. 2017. Т. 1, вып. 9. С. 103–107.
11. Поздеева С. И. Каким должен быть педагог-наставник: результаты эмпирического исследования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 70–75. DOI: 10.2395/2307-6127-2018-2-70-75
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 215 — 225
Скачиваний: 899