КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ И МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-110-122
Внедряемый в настоящее время в систему образования компетентностный подход – это шаг вперед, возможность иначе посмотреть и на цели образования, и на структуру образовательного процесса. Однако налицо проблема неприятия компетентностного подхода педагогическим сообществом. Среди множества причин, приводящих к торможению внедрения компетентностного подхода в реальное образование, необходимо выделить, на взгляд авторов, как главные следующие. Во-первых, отсутствие методов определения степени сформированности компетенций и, во-вторых, отсутствие признанной методологии интерпретации компетентностных оценок. Излагается методика построения предложенной ранее модели специалиста-выпускника педагогического вуза, базирующейся на возможности оперирования численными оценками компетенций. Методика предполагает выполнение следующих этапов: создание набора компетенций, группировка компетенций в блоки, количественная оценка степени сформированности компетенций, построения множества «портретов» специалиста, анализ и интерпретация результатов исследования. Приводятся результаты апробации разработанной модели на примере российских и бразильских студентов и школьников.
Ключевые слова: образование, моделирование, формирование обратной связи в образовательных системах, кластерный анализ, компетенции
Библиография:
1. Сидорова Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 132–135.
2. Сташкевич И. Р., Серебренникова Е. А. Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 207–209.
3. Андреева И. С. Модели компетенций в управлении персоналом // Вестник Чувашского ун-та. 2014. № 1. C. 214–217.
4. Николаева И. С. Профессиональная компетенция социального педагога // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4 (23). C. 231–233.
5. Филиппов Г. Г. Компетентна ли теория компетенций? // Управленческое консультирование. 2015. № 10. С. 157–164.
6. Carvalho A. M. P. A pesquisa no ensino, sobre o ensino e sobre a reflexão dos professores sobre seus ensinos // Educaçãoe Pesquisa. 2002. V. 28, №. 2. P. 57–67.
7. A Training Module for Improving Knowledge Competencies for Resource Room Teachers in Jordan // European Journal of Social Sciences. 2009. V. 10, № 2. P. 166–178.
8. Polon T. L. P. Perfis de Liderança e seusreflexosna Gestão Escolar // 34a. Reunião Anual da Anped – Educação e Justiça Social. 2011, Natal/RN. Educação e Justiça Social. Anais 2011.
9. Honorato H. G. O gestor escolar e suas competências: a liderançaemdiscussão // III CongressoIbero Americano de Política e Administração da Educação. Zaragoza, Espanha. 14 a 17 novembro de 2012. URL: http://www.anpae.org.br/iberoamericano (acessoem 25 de Março de 2015).
10. Акулова О. В., Заир-Бек Е. С., Пискунова Е. В., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Компетентностная модель современного педагога: учебно-метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. С. 158.
11. Соколова И. И. Построение модели системы качества профессионального образования: гуманитарно-развивающий подход // Человек и образование. 2012. № 3 (32). С. 11–16.
12. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-метод. пособие. М.: АПК и ПРО, 2003. 101 с.
13. Равен Дж. Компетентностный подход в современном обществе. М.: Когито-центр. 2002. 142 с.
14. Коршунова О. В. Функционально-компетентностная модель подготовки педагога в условиях постиндустриального общества // Вестник Вятского гос. пед. ун-та. 2009. № 3, т. 3. С. 6–13.
15. Ефремичева Н. В. Компетентностная модель подготовки педагогов в условиях модернизации профессионального образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Вып. 37/1, т. 11. С. 30–36.
16. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М., 2006. 54 с.
17. Каспржак А. Исследования PISA как основания для принятия управленческих решений // Тенденции развития образования: проблемы управления. М.: Университетская книга, 2005. С. 244–253.
18. Система оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения: метод. рекомендации / под ред. В. И. Игошина, С. Н. Филипченко, Л. Н. Тернова, Я. Г. Крылатова. Москва; Саратов; Санкт-Петербург; Пушкин, 2014. 33 с.
19. Алексеева Е. О., Катаев С. Г. Компетентностная модель выпускника физической специальности педагогического вуза // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. № 11 (152). С. 178–181.
20. Катаев С. Г., Катаев М. Ю. Математический формализм и алгоритм структурирования многомерных данных // Ползуновский вестник. 2012. № 2/1. C. 99–103.
21. Катаев С. Г., Лобода Ю. О., Хомякова Е. А. Индикаторный метод оценивания компетенций // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. № 11 (89). С. 70–73.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 110 — 122
Скачиваний: 980