СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-18-26
Анализируются социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, которые в дальнейшем могут определять направление коррекционно-развивающих мероприятий. На примере дошкольников, имеющих общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, показана специфика отношений в семье, оценена потребность и основной мотив в общении со сверстниками и родителями, выявлены нарушения в поведении при групповом взаимодействии. В ходе исследования обнаружено, что дети с речевой патологией имеют низкую потребность в общении со сверстниками, групповое взаимодействие выстраивают на основе игровой мотивации, часто проявляя агрессивность, эгоцентричность, конфликтность, негативизм. Дети с речевыми нарушениями по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие, демонстрируют отвержение самого себя и отдаленность от обоих родителей. Они отмечают низкую собственную значимость в семье, придают большую значимость лицам, не входящим в состав семьи. Для детей с нарушениями речи свойственны нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных эмоций и чувств, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации. В принятии решений они часто руководствуются эгоистическими желаниями, редко делают выбор в пользу другого. Обозначенные позиции свидетельствуют о низком уровне принятия нравственных норм у детей с речевой патологией.
Ключевые слова: дети, старший дошкольный возраст, речевые нарушения, межличностные отношения, нарушения поведения
Библиография:
1. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 318 с.
2. Шаховская С. Н., Лалаева Р. И. Логопатопсихология: учебное пособие. М.: Владос, 2011. 285 с.
3. Селиверстов В. И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность. М.: Владос, 2010. 318 с.
4. Первеева В. А. Формирование моторики и комплексное развитие эстетико-психологических способностей детей 4–6 лет с нарушением функции речи средствами художественной гимнастики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003.
5. Мустаева Е. Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР // Сибирский пед. журн. 2009. № 1. С. 342–351.
6. Козловская Г. Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-метод. пособие. Ставрополь, 2009. 152 с.
7. Переслини Л. И., Фотекова Т. А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и ЗПР // Дефектология. 1993. № 5. С. 3–5.
8. Разживина Н. В. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией // Практическая психология и логопедия. 2005. № 3 (14). С. 50–55.
9. Шелехов И. Л., Толстолес Е. С., Гребенникова Е. В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Речевые нарушения: учебное пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 195 с.
10. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Особенности внимания младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 76–78.
11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 224 с.
12. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М., 1985. С. 41–48.
13. Балашова В. П. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 767–770. URL: https://moluch.ru/archive/106/25323/ (дата обращения: 09.05.2018).
14. Шипицина Л. М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1993. № 4. С. 8–13.
15. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7–16.
16. Дубова Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. 2006. № 3. С. 36–38.
17. Июдина Л. В. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Логопед. 2007. № 3. С. 44–50.
18. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
19. Усанова О. Н., Слинько О. А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи: коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М.: Изд-во МПГУ, 1987. 215 с.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 18 — 26
Скачиваний: 3339