СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ МАТЕРИНСТВА
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-206-216
Раскрывается содержание термина «девиантное материнство», указываются различные степени выраженности расстройства поведения матери. Выделяются четыре основных режима функционирования системы «мать – ребенок», отражающие основные варианты практической реализации материнства: нормативное и условно нормативное материнство, нарушения материнско-детских взаимоотношений, девиантное материнство (антисоциальная форма), девиантное материнство (протосоциальная форма). Приведена авторская система диагностических критериев и оценки материнско-детских взаимоотношений. Приводятся авторские графические изображения, наглядно иллюстрирующие вариативность материнства и основные варианты его практической реализации. Материалы статьи дополняют существующие гносеологические представления о проблеме определения нормы и отклонений в психологических исследованиях материнства.
Ключевые слова: методология науки, психология, подход, система, личность, исследование, материнство, мать, ребенок, взаимоотношения, оценка, норма, отклонение, девиация
Библиография:
1. Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 2. С. 79–87.
2. Залевский Г. В., Мамышева Н. Л., Шелехов И. Л. Индивидуально-психологические особенности беременных в прогнозе формирования девиантных форм материнского поведения // Сибирский психол. журнал. 2005. № 22. С. 7–12.
3. Шелехов И. Л., Уразаев А. М. Психологическая коррекция девиантных форм материнского поведения. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2009. 128 с.
4. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Психическое здоровье семьи. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2013. 304 с.
5. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В. Методологический подход к исследованию репродуктивного поведения женщины как системному структурно-уровневому феномену // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 89–95.
6. Шелехов И. Л. Системный подход как методологический базис личностно ориентированных психологических исследований // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 9–20.
7. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Взаимодействие систем «личность» – «социум» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 117–126.
8. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Репродуктивное здоровье женщины: психологические и социальные аспекты. Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2013. 366 с.
9. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В., Иваничко П. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб.- метод. комплекс. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2014. 264 с.
10. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Визуализация семейной системы: Метод Б. Хеллингера в контексте научной парадигмы // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of Visual Semiotics). 2017. Вып. 1 (11). С. 86–103.
11. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Личностные аспекты адаптации в исследовании образов, символов, сюжетов сновидений. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. 420 с.
12. Smyshlyaeva L. G., Demina L. S., Shelekhov I. L., Nasonov D. B., Kravchenko O. I., Kalinina S. S. Peer Mentoring as a Professional Test for Trainee Teachers in the Sphere of Deviant Behavior Prevention of Minors // Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations Proceedings of the XVIIth International Conference on Linguistic and Cultural Studies (LKTI 2017), October 11–13, 2017, Tomsk, Russia. P. 37–43. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-67843-6 (дата обращения: 26.01.2018).
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 206 — 216
Скачиваний: 2515