ФЕНОМЕН ОТСРОЧЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-194-205
Рассматривается и анализируется творческое поведение человека в естественных условиях жизнедеятельности. Обосновываются преимущества изучения творческих проявлений испытуемых – детей младшего школьного возраста – в свободной ситуации, типичной для естественного реального творческого процесса. Выделенные и использованные в экспериментальном исследовании параметры свободной ситуации и факторы, стимулирующие творческие проявления детей, такие как представленность образца творческого поведения значимого взрослого, эмоциональный и творческий контакт взрослого с детьми и др., позволили установить, что типы творческих реакций детей на образец творческого поведения взрослого могут быть как немедленными, так и отсроченными, причем преобладающими являются именно отсроченные проявления творческих способностей. Это позволило выявить феномен отсроченности творческих проявлений.
Ключевые слова: естественный эксперимент, свободная ситуация, образец творческого поведения взрослого, творческие реакции детей, немедленные творческие проявления, отсроченные творческие проявления
Библиография:
1. Csikszentmihalyi М. Creativity. N.Y.: Harper Perennial, 1997.
2. Seligman M., Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction // American Psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 5–14.
3. Runco M. A., Jaeger G. J. The Standard Definition of Creativity // Creativity Research Journal. 2012. Vol. 24, № 1. Р. 92–96. DOI: 10.1080/10400419.2012.650092.
4. Sternberg R. J. The Nature of Creativity // Creativity Research Journal. 2006. Vol. 18, № 1. Р. 87–98. URL: https://doi.org/10.1207/s15326934crj1801_10
5. Torrance E. P. The millennium: A time for looking forward and looking back // Journal of Secondary Gifted Education. 2003. № 15. Р. 6–12.
6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия. 2002.
7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.
8. Кашапов М. М. Психология творческого мышления: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2017. 436 с.
9. Николаенко Н. Н. Психология творчества: учеб. пособие. М.: Речь, 2007. 208 с. (Сер. «Современный учебник»).
10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна Вита, 1995.
11. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С. 21–25.
12. Long H. An Empirical Review of Research Methodologies and Methods in Creativity Studies (2003–2012) // Creativity Research Journal. 2014. Vol. 26, № 4. Р. 427–438. DOI: 10.1080/10400419.2014.961781 https://doi.org/10.1080/10400419.2014.961781
13. Ожиганова Г. В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. 2001. № 2. С. 75–85.
14. Ожиганова Г. В. Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей младшего школьного возраста. М.: Институт психологии РАН, 2005. 135 с.
15. Ожиганова Г. В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН, 2016. 282 с.
16. Социология: энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus/229384/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9 (дата обращения: 10.05.2018).
17. Barker C., Pistrang N., Elliott R.. Research Methods in Clinical Psychology: An Introduction for Students and Practitioners. Third Edition. USA, Wiley, 2016 URL: https://doi.org/10.1002/9781119154082.ch7
18. Zechmeister J. J., Shaughnessy E. B., Zechmeister J. S. Research methods in psychology. 8th ed. Boston: McGraw-Hill, 2009.
19. Ожиганова Г. В. Развитие творческих способностей: пособие для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. М.: ИП РАН, 1995. 37 с.
20. Ожиганова Г. В. Играем, рисуем, фантазируем, сочиняем на уроках иностранного языка (на материале французского языка). Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2002. 64 с.
21. Артемьева Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
22. Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления «скрытой одаренности» // Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1997. С. 158–177.
23. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 273 с.
24. Ожиганова Г. В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 240 c.
25. Walters J., Gardner H. The crystallizing experience: discovering an intellectual gift / R. Sternberg et al. (Eds.). Conceptions of giftedness. N.Y., 1986. Р. 306–331.
26. Холодная М. А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.
27. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
28. Wallas G. The art of Thought. Kent, England, Solis Press, 2014. 188 p.
29. Энгельмейер П. К. Теория творчества. М.: Либроком, 2010. 208 с.
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 194 — 205
Скачиваний: 857