РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЦИФРОВОЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА»
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-122-128
Рассматривается актуальная проблема образования – формирование цифровой грамотности обучающихся образовательных учреждений. В современных условиях обозначенное исследовательское поле инициирует использование новых моделей и технологий в сфере образования на различных его ступенях. Исследованы проблемы и перспективы использования цифрового портфолио в качестве средства формирования исследовательской компетенции обучающихся. Проанализированы различные подходы ученых к изучению цифрового портфолио в педагогической науке, что позволило определить цифровое портфолио как упорядоченную, структурированную совокупность определенных данных обучающихся. Однако рассмотрение цифрового портфолио в исследовательской деятельности обучающихся и изучение взаимосвязи в педагогической науке недостаточно разработаны. Изучен пропедевтический аспект исследуемого феномена. Проводится анализ различных подходов к понятию «цифровое портфолио» в российской и зарубежной педагогике. Отмечается, что цифровое портфолио как новое средство представления результатов исследовательской деятельности принципиально отличается от электронного портфолио обучающегося. Представлены цели формирования цифрового портфолио студента, характеристики, уровни, а также различные средства, с помощью которых формируется цифровое портфолио. Использование технологии цифрового портфолио в образовательном пространстве ориентировано на активизацию исследовательской деятельности, проектирование индивидуального исследовательского поля и формирование творческого подхода обучающегося к процессу формирования и развития исследовательской компетенции обучающегося.
Ключевые слова: образование, обучение, компетентность, исследовательская компетенция, портфолио, цифровые технологии, цифровое портфолио
Библиография:
1. Путин поставил задачу добиться в РФ всеобщей цифровой грамотности // ТАСС информационное агентство. Дата публикации: 2 июня 2017 года. 17:10 URL: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4307379 (дата обращения: 8.02.2018).
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203. URL: http://docs.cntd.ru/document/420397755 (дата обращения: 8.02.2018).
3. Хуторской A. B. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
4. Казарина Л. А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2016. 193 с.
5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс Дельта, 2003. 284 с.
6. Чернявская А. П., Гречин Б. С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-метод. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. 98 с.
7. Савина Н. М. Инновационные компетентностно-ориентированные педагогические технологии в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2008. № 4. С. 2–5.
8. Левашова Г. Н., Аляева И. Н., Парубец Л. Ф. Формирование портфолио преподавателя // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2006. № 4. С. 11–19.
9. Jolanta Wawrzycka. Digital Portfolio and Presentation. URL: http://www.radford.edu/~jolanta/web/Digital_Portfolio.html (дата обращения: 30.01.2018).
10. Wall K., Higgins S., Miller J., Packard N. Developing digital portfolios: investigating how digital portfolios can facilitate pupil talk about learning // Technology, Pedagogy and Education. 2006. Vol. 15, is. 3. P. 261–273.
11. Britten J. S., Mullen L. J. Interdisciplinary Digital Portfolio Assessment: Creating Tools for Teacher Education // Journal of Information Technology Education. 2003. Vol. 2. P. 41–47.
12. Ronda L., Filiatrault L., Employers’ A. Perceptions of the Benefits of Employment Electronic Portfolios // International Journal of ePortfolio. 2017. Vol. 7, is. 2. P. 217–223.
13. Willis L., Wilkie L. Digital career portfolios: Expanding institutional opportunities // Journal of Employment Counseling. 2009. Vol. 46, is. 2. P. 73–81. DOI: 10.1002/j.2161-1920.2009.tb00069.
14. Yancey K. B. Digitized student portfolios // Electronic portfolios: Emerging practices in student, faculty, and institutional learnings. Washington, DC: American Association for Higher Education, 2001. P. 15–30.
15. Electronic portfolio // Wikipedia the free encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Electronic_portfolio (дата обращения: 8.02.2018).
16. Засобина Г. А., Воронова Т. А., Корягина И. И. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе: учебное пособие. Москва; Берлин: Директ Медиа, 2015. 231 с.
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ
Страницы: 122 — 128
Скачиваний: 1254