ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖНИКА, ДИЗАЙНЕРА
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-85-93
Рассматривается понятие этнокультуры как средства приобщения к духовной культуре своего народа, источника вдохновения для творчества современных художников, дизайнеров. Актуальность введения основ этнокультуры в содержание образования обусловлена эффективностью образовательного и воспитательного воздействия этнотематики. В процессе уточнения понятия «этнокультурная компетентность» выделены три уровня: аксиологический, деятельностный, творческий. Представлены задания экспериментальной программы, направленной на формирование этнокультурной компетентности, которые выполняются в два этапа. Задачами первого этапа освоения программы являются повышение уровня этнокультурной осведомленности студентов, деятельностное погружение в этнокультурную среду, закрепление на практике знаний и навыков по основам композиции с использованием этнокультурной тематики, на основе этнокультурных образцов. Задачи второго этапа реализации программы – творческая интерпретация, обретение индивидуального, авторского стиля художника, дизайнера, выполняющего авторскую, творческую работу на основе этностиля. Эти задачи решаются в процессе разработки и выполнения фирменного стиля по мотивам этнокультуры.
Ключевые слова: этнокультура, этнокультурная компетентность, кулайская культура, этнодизайн, фирменный стиль
Библиография:
1. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2002. № 2. С. 84–86.
2. Кухта М. С. Этнодизайн как основа формирования толерантного отношения к традициям разных культур // Вестник Тувинского гос. ун-та. Социальные и гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 159–162.
3. Долгих Н. Н. Педагогические условия обеспечения непрерывности становления профессиональной компетентности преподавателя изобразительного искусства: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2005.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. 3-е изд., пересмотр. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 447 с.
5. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 2007. С. 159–182.
6. Кузин В. С. Психология живописи. 4-е изд. испр. М., 2005.
7. Зайцев А. С. Наука о цвете и живописи. М.: Искусство, 1986. 158 с.
8. Мелик-Пашаев А. А. Проявление одаренности как норма развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 4. С. 15–21.
9. Сурина М. О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики. М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Издат. центр МарТ, 2003.
10. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1995.
11. Зинченко В. П. Принципы психологической педагогики // Педагогика. 2001. № 6.
12. Назаров Ю. В. Особенности и перспективы развития современного российского дизайна: проблемы, прогнозы, региональные особенности: дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2003. 346 с.
13. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. 288 с
14. Каримова И. С. Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2005.
15. Ковешникова E. H. Теория и методика художественного и профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров): дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 388 с.
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ
Страницы: 85 — 93
Скачиваний: 891