ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ В ВУЗЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-75-84
В настоящее время развитие социального интеллекта будущего учителя – актуальная проблема. Об этом свидетельствуют исследования современных ученых (В. А. Генкина (2000), М. А. Лукичева (2004), Н. А. Макарова (20013) и др.). Целесообразность развития социального интеллекта будущего учителя обусловлена его взаимосвязью с такими понятиями, как «профессионально важные качества», «профессиональные способности» и «профессионализм». Социальный интеллект обеспечивает будущему учителю конкурентоспособность, успешность в профессиональной деятельности и повышение качества образования. Целью исследования являлось изучение особенностей и уровня развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе. По результатам исследования выявлено четыре группы испытуемых с нормальным, среднесильным, среднеслабым и низким социальным интеллектом. Это позволило определить некоторые особенности социального интеллекта у будущих учителей и подтвердить актуальность развития социального интеллекта. Для развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе, предложен комплекс педагогических условий. Предложенные условия могут являться основополагающим компонентом образовательной среды, позволяющим наиболее оптимально сконструировать процесс развития социального интеллекта будущего учителя в вузе.
Ключевые слова: социальный интеллект будущего учителя, педагогическая профессия, педагогические условия
Библиография:
1. Михайлова Е. С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. 266 с.
2. Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.
4. Ипполитова Н., Стерехова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. URL: http://docplayer.ru/178175-Analiz-ponyatiya-pedagogicheskie-usloviya-sushchnost-klassifikaciya-analysis-of-the-notionpedagogical-conditions-essence-and-classification.html (дата обращения: 20.03.2018).
5. Куприянов Б. В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101–104.
6. Социальный интеллект: Теории, измерения, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.
7. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. М: Аспект-Пресс, 2007. 363 с.
8. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник. М.: Логос, 2005. 384 с.
9. Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, № 4. С. 94–101. URL: https://www.hse.ru/data/2011/04/27/1210612711/94-101.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
10. Мандель Б. Р. Профессионально ориентированное обучение: проблематика и технологии: учеб. пособие. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 341 с.
11. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник. М.: Гардарики, 2005. 349 с.
12. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. Т. 2: Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. М.: Изд-во МГУ, 1981. 304 с.
13. Ратанова Т. А., Домашенко И. А. Психология общая. Экспериментальная психология: учебник. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, АНОО НОУ, 2004. 459 с.
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
Страницы: 75 — 84
Скачиваний: 1080