РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-9-15
Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем теории и практики на сегодняшний день. Рассматривается проблема развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста в рамках психологической готовности к школьному обучению. Представлены разные трактовки понятия саморегуляции как психологического феномена в современной психологической науке, обозначается авторский подход понимания саморегуляции. Обозначен диагностический инструментарий для определения уровня сформированности саморегуляции старших дошкольников. Представлены результаты диагностики саморегуляции детей старшей группы детского сада. Определяются наиболее эффективные условия формирования саморегуляции у дошкольников, формулируются особенности организации развивающей среды по ее развитию у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Особое внимание уделяется детско-взрослому взаимодействию. Развивающая психолого-педагогическая работа с детьми базируется на принципах индивидуализации и дифференциации методов, приемов и средств.
Ключевые слова: саморегуляция, дошкольное учреждение, воспитатель, родители, дошкольники, культура поведения
Библиография:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://docs.cntd.ru/document/499057887 (дата обращения: 25.10.2017).
2. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест, 2001. 975 с.
3. Узнадзе Д. Н. Основные понятия психологической теории деятельности. Москва: Наука, 1966. 64 с.
4. Бояринцев В. П. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. Самара: Образование, 2009. 405 c.
5. Вершинина Л. В. Психолого-педагогические условия формирования автономного поведения на этапе раннего онтогенеза: автореф. ... канд. психол. наук. Томск: ЦНТИ, 1999. 24 с.
6. Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 127–135.
7. Вершинина Л. В., Дурова Т. С. Развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (к постановке психолого-педагогического эксперимента): материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования», Казань, 2017. С. 42–46.
8. Дурова Т. С. К проблеме формирования дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста: материалы XXI Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2017. С. 126–131.
9. Рыбалко Е. Ф., Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2001. 682 с.
10. Дыбина О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет. М.: МозаикаСинтез, 2010. 48 с.
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 9 — 15
Скачиваний: 1615