РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-2-168-177
Анализируются особенности регионов Западной Сибири, сходных по уровню социально-экономического развития, ментальным установкам и составу населения, создающие возможности для формирования региональной системы образования. Отмечается, что регионализация образования является традиционной частью российской государственной политики в досоветский, советский период и в наше время. Выявляется, что характеристики таких соседствующих регионов Западной Сибири, как Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области и Алтайский край, обеспечивают сходные условия для развития образовательных систем. Их социокультурное пространство включает объединяющие региональные факторы. Общность характеристик образовательных систем указанных выше регионов позволяет говорить об их схожести и единстве социально-культурных задач. Прежде всего это обусловлено не только природно-климатическими факторами, но и единством социальных и культурно-исторических процессов, формирующих общность территорий субъектов Федерации. Развитие поликультурного образовательного пространства в Западной Сибири наиболее динамично в сфере образовательных услуг. Поликультурная образовательная среда исследованных сибирских регионов обеспечивает комфортные условия образовательного взаимодействия, в том числе в сфере оказания образовательных услуг. Отмечено восстановление доверия населения к региональному образованию, его роль в социально-экономическом развитии большинства регионов Западной Сибири. В регионах Западной Сибири отмечается определенное единство социокультурного пространства, общность социально-экономического пространства и сходство образовательного пространства, отражающихся в системе образования и особенностях ее развития. Это обеспечивает опережающее развитие сферы образовательных услуг и возможность эффективного использования дефицитных потенциалов развития образования.
Ключевые слова: сфера образовательных услуг, региональные особенности развития образования, регионообразующие факторы
Библиография:
1. Карандашов И. В. Понятие «регион» в современном научно-философском дискурсе // Гуманитарные научные исследования. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12549 (дата обращения: 15.12.2016).
2. Томилов Н. А. Сибирское субконтинентальное цивилизационное пространство: реалии и перспективы // Социокультурное освоение Сибири: материалы Сибирского исторического форума, г. Красноярск, 2–5 декабря 2014 г. Красноярск: Резонанс, 2014. С. 41–47.
3. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.
4. Об устройстве училищ. Именной, данный Сенату Указ императора Александра I от 24 января 1803 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. XXVIIС. СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. 1122 с.
5. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации. Указ президента Российской Федерации № 803 от 03.06.1996 // Право. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102041597&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 09.12.2016).
6. Межевич Н. М. Определение категории «регион» в современном научном дискурсе // Псковский регионологический журнал. 2006. № 2. C. 2–23.
7. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации. Указ президента Российской Федерации № 803 от 3 июня 1996 г. // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10590/ (дата обращения: 14.12.2016).
8. Бажина И. А. Становление и развитие принципа регионализации образования в педагогической теории и практике: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2003. 437 с.
9. Власова В. Н. Региональное социокультурное пространство дополнительного профессионально-педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра философ. наук. Ростов н/Д, 2010. 57 с.
10. Герасимов Г. И. Трансформация образования – социокультурный потенциал развития российского общества: дис. … д-ра философ. наук. Ростов н/Д, 2005. 428 с.
11. Ильина Н. Ф. Непрерывное педагогическое образование: обновление в контексте регионального развития. Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2013. 307 с.
12. Маврина И. А. Социальность как сущностная характеристика современного образования: дис. … д-ра пед. наук. Омск, 2000. 418 с.
13. Кокоулин В. Г., Лихоманов И. В., Рахматуллина А. Р. Современные западные исследования о формировании поликультурного пространства регионов // Вестн. Югорского государственного университета. 2015. № 54. С. 11–13.
14. Хакимов Э. Р. Конструирование практики поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода: дис. ... д-ра пед. наук. Ижевск, 2012. 296 с.
15. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / пер. О. Ю. Уральской. М.: Междунар. отношения, 2013. 704 с.
16. Колесников В. Н. Социальные проблемы воспроизводства кадров с высшим образованием в условиях рынка труда: на материалах Западной Сибири: дис. … канд. социол. наук. Новосибирск, 2003. 160 с.
17. Болгова Е. В. Формирование функционально ориентированной системы высшего образования в экономическом пространстве региона: дис. ... д-ра эконом. наук. Самара, 2015. 322 с.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 167 — 177
Скачиваний: 988