КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-2-131-138
Рассмотрено значение ситуационных задач в современном педагогическом образовании и их роль при освоении содержания методических дисциплин. Выделены специфические особенности заданий первого, второго и третьего уровней сложности ситуационных задач по методике обучения химии. В заданиях первого уровня преобладает репродуктивный характер деятельности обучающихся. Они направлены на формирование практических умений и навыков по составлению дидактических материалов. Задания второго уровня сложности носят частично-поисковый характер познавательной деятельности студентов и развивают практические умения и навыки по разработке методических материалов. В заданиях третьего уровня сложности доминируют поисковая деятельность, творческий и авторский подход по созданию дидактических материалов с учетом современных требований к школьному образованию. Проанализированы различные подходы к оцениванию решения ситуационных задач. Разработаны общие и специфические критерии для оценивания разноуровневых заданий. Предложена матрица, включающая критерии и показатели их оценки при выполнении заданий разного уровня сложности. Представлены результаты апробации разработанных критериев и показано значение критериального подхода для использования ситуационных задач в учебном процессе.
Ключевые слова: ситуационная задача, методика обучения химии, специфические особенности заданий первого, второго и третьего уровня сложности, критерии и показатели оценивания разноуровневых заданий
Библиография:
1. Шабанова И. А., Ковалева С. В. Ситуационные задачи в курсе «Методика обучения химии» // Преподавание естественных наук (биологии, физики, химии), математики и информатики в вузе и школе: сб. материалов VΙΙΙ Междунар. науч.- метод. конф. (27–28 октября 2015 г.). Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та. 2015. С. 272–273.
2. Шабанова И. А., Ковалева С. В., Полещук О. Х., Минич А. С., Якутина Д. В. Ситуационные задачи в подготовке будущих учителей химии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 92–99. DOI: 10.23951/1609-624Х-2017-12-92-99
3. Якутина Д. В., Шабанова И. А. Дифференцированные задания к ситуационным задачам в курсе «Методика обучения химии» // Сборник материалов: IX Международной научно-методической конференции «Преподавание естественных наук (биологии, химии, физики), математики и информатики в вузе и школе». 2016. С. 210–212.
4. Якутина Д. В., Шабанова И. А. Об оценивании ситуационных задач в курсе «Методика обучения химии» // Сборник материалов: X Международной научно-методической конференции «Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе». 2017. С. 255–257.
5. Найденышева И. Ю. Ситуационные задачи как средство оценивания в современной школе. URL: http://www.bssochi.ru/pic/f-397.pdf (дата обращения: 01.07.2017).
6. Шалашова М. М. Уровень компетентности выпускников педагогических вузов как показатель качества вузовской подготовки // Методологические и методические проблемы подготовки учителя химии на современном этапе: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Липецк, 2008. С. 247–252.
7. Афанасьев В. В., Шаталов А. А. Диагностика и оценка качества обучения в вузе. М.: МГОПИ, 2005. 172 с.
8. Шалашова М. М. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. Арзамас: АГПИ, 2006. 112 с.
9. Блум Б. Целеполагание. URL: https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/blum-b-celepolaganie (дата обращения: 12.02.2018).
10. Шалашова М. М. Непрерывность и преемственность измерения химических компетенций учащихся средних общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов: дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 613 с.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Страницы: 131 — 138
Скачиваний: 1029