ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕТИПИЧНОГО РЕБЕНКА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ: КОМПАРАЦИЯ ЗАПАДНОЙ И РОССИЙСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-2-95-105
Проведен сравнительный анализ теоретико-концептуальных представлений в области организации и дальнейшей реализации психолого-педагогического сопровождения нетипичного учащегося в условиях инклюзивного образовательного процесса. Выделены психолого-педагогические приемы инициации эмфатической комфортности каждого ребенка в инклюзивной образовательной среде. Приведены практические примеры подобных приемов: создание ситуаций социальной успешности для нетипичного лица в инклюзивной группе, внедрение элементов креативности для решения проблем в инклюзивном коллективе и ряд других приемов. Представлены принципы психолого-педагогической поддержки, способствующие успешности нетипичного ребенка в инклюзивном классе (резистентность, кооперация между всеми субъектами, опора на потенциал личности учащегося и другие). Обозначены педагогические модификации, оптимизирующие процесс инклюзивного обучения (смена мотивов инклюзивного обучения, закрепление позитивных поведенческих форм коммуникации в инклюзивной группе и ряд других модификаций). Рассмотрены виды адаптивности, сформированные как результат эффективного психолого-педагогического сопровождения нетипичного ребенка в условиях инклюзии: гносеологическая, перцептивная, социально-коммуникативная и семиотическая адаптации.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование, нетипичный ребенок, нетипичность, педагог-психолог
Библиография:
1. Smith T. E. Teaching students with special needs in inclusive settings. 4th ed. Boston, MA: Pearson Education, Inc., 2008. 465 p.
2. Peterson M. J. Inclusive teaching: The journey towards effective schools for all learners. 2th ed. Boston, MA: Pearson Education, Inc., 2010. 507 p.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
5. Абульханова К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. № 2. С. 5–18.
6. Vaughn S., Bos C. S. Strategies for teaching students with learning and behavior problems. 8th ed. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, Inc., 2012. 450 p.
7. Gargiulo R. M., Metcalf D. Teaching in today’s inclusive classrooms: a universal design for learning approach. Belmont, CA: Wadsworth Cengage Learning, 2013. 504 p.
8. Jones V., Jones L. Comprehensive classroom management: creating communities of support and solving problems. Boston: Pearson Education, Inc., 2007. 480 p.
9. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.
10. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2012. 576 с.
11. Хотинец Ю. В., Коробейникова А. Я. Психологические механизмы продуктивного копинг-поведения в проблемных коммуникативных ситуациях // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 4. С. 59–73.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 95 — 105
Скачиваний: 1047