ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-2-83-94
Отражены проблемы современного образования в основной школе. Введение ФГОС в основной школе, как отмечает ряд авторов проанализированных исследований, недостаточно подготовлено. В частности, мало внимания уделяется креативности в процессе обучения. Основной недостаток ФГОС – отсутствие единого инструментария по оценке разных групп деятельностных умений, которые необходимо формировать у школьников. Анализ представляемых диагностических материалов, применяемых в процессе обучения – от школы до вуза, показывает, что в вузах разрабатывается оценка вводимых результатов обучения в виде компетенций. То же самое происходит в ссузах. В школьном образовании оценка результатов обучения сейчас достаточно активно разрабатывается в младшей школе, а в основной школе таких материалов пока недостаточно. Выявленная проблема недостатка креативности решается путем введения в процесс обучения уроков-проблематизаций, по сути – уроков получения нового знания, нового способа познания. При этом у учащихся формируются умения решать проблемы, регулятивные и коммуникативные умения. Диагностика названных умений осуществляется на основе разработанных карт, в которых представлены элементы умений. Карты заполняются учащимися, членами учебных или проблемных групп или экспертами из числа учащихся. Данный вид диагностики обучает школьников самооценке, помогает учителю и родителям проследить продвижение ученика в деятельности и освоении предмета.
Ключевые слова: недостатки ФГОС, уроки по формированию умений решать проблемы, регулятивные и коммуникативные умения, диагностика умений на основе разработанных карт
Библиография:
1. Хуторской А. В. Деятельность как содержание образования // Народное образование. 2003. № 8. С. 107.
2. Хуторской А. В. 12 ошибок ФГОС // А. В. Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия, 10.04.2016. URL: http: //khutorskoy.ru/be/2016/0410/
3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. М.: ИОСО РАО, 2002. С. 135–152.
4. Коваленко Е. Н., Кузуб Н. М. Оценка уровня формирования профессиональных компетенций студентов – будущих учителей математики // Вестник ИрГТУ. 2015. № 11 (106). С. 327–330.
5. Яковлева А. Г. Определение показателей сформированности методических компетенций магистра педагогики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 38–40.
6. Камалеева А. Р., Грузкова С. Ю., Русскова О. Б. Диагностический инструментарий оценивания результатов обучения в системе профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 11 (152). С. 134–139.
7. Румбешта Е. А. Формирование и оценка компетенций студентов ФМФ – учителей физики // Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе: сб. материалов Х Междунар. науч.-метод. конф. (31 октября – 1 нояб ря 2017 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. С. 184–188.
8. Харатьянова И. С. Система оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ в начальной школе // Народное образование. 2015. № 7. С. 127–134.
9. Румбешта Е. А. Обучение школьников решению учебных и образовательных проблем в процессе совместной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий и компетенций: методическое пособие для учителей школ, преподавателей вузов, студентов педагогических вузов. Томск: ТОИПКРО, 2014. 68 с.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
11. Леонтьев А. Н. Анализ деятельности // Вестн. МГУ. Серия 14. Психология. 1983. № 2.
12. Николаева С. Л. Разработка и использование рефлексивных карт для анализа качества совместной деятельности при решении учебных проблем // Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе: сб. материалов Х Междунар. науч.-метод. конф. (31 октября – 1 ноября 2017 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. С. 50–54.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 83 — 94
Скачиваний: 927