ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-2-32-40
Обсуждаются особенности экологической подготовки студентов российских технических вузов в условиях реформирования системы образования. Инженерно-технический профиль будущего бакалавра обязывает строить эколого-образовательный процесс иначе, чем в случае гуманитарного или естественно-научного направлений подготовки студентов. В качестве теоретических оснований эколого-профессиональной подготовки будущего инженера предложены системный, аксиологический и тезаурусный подходы. Вместе они обеспечивают развитие экологической культуры личности – главной цели эколого-образовательной деятельности. Рассматривается необходимость представления экологической компетентности выпускника (совокупности взаимосвязанных когнитивного, творческо-деятельностного, мотивационно-ценностного, рефлексивно-оценочного компонентов) как отражения сформированности экологической культуры. Описаны методы и формы обучения, способствующие формированию компонентов экологической компетентности студентов технического вуза. Системный подход реализован через использование в качестве инструментария элементов категориально-системной методологии. Описаны и обоснованы режимы педагогического взаимодействия преподавателя и студента в модели компенсационного гомеостата. Обоснована важность формирования эколого-профессиональной терминосистемы будущего инженера и перспективность использования для этого тезаурусного подхода. Показаны возможности развития его через новый прием обучения – триадическую дешифровку, включающую выявление сущностных характеристик определяемого термина через систему трех взаимодополняемых соподчиненных понятий. Описан ряд информационных критериев, описывающих формирование эколого-центрического мировоззрения, являющегося фундаментом экологической культуры студента. Рассматриваются формы и методы формирования экологических ценностей студентов технического вуза. Обозначенные в работе теоретические основания экологической подготовки обладают эвристическим потенциалом, поскольку открывается возможность совершенствования и развития методов эколого-профессиональной подготовки студентов технических вузов.
Ключевые слова: экологическая подготовка, профессиональное образование, системный подход, аксиологический подход, тезаурус, категориально-системная методология
Библиография:
1. Абдрашитова И. В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2004. 196 с.
2. Аргунова М. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2010. 381 с.
3. Гришаева Ю. М. Концепция формирования эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза: дис. … д-ра пед. наук. М., 2014. 374 с.
4. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. М.: МИОО, 2009. 180 с.
5. Несговорова Н. П. Подготовка к эколого-педагогической деятельности в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Курган, 2015. 42 с.
6. Медведева С. А., Тимофеева С. С. Экология техносферы. М.: Форум – Инфра-М, 2016. 200 с.
7. Бордовская Н. В. Педагогическая системология: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2009. 464 с.
8. Прикот О. Г. Методологические основания педагогической системологии: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1997. 303 с.
9. Филичев С. А. Использование дебатов в экологической подготовке бакалавров строительства // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 51–56.
10. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых. Омск, 2004. 277 с.
11. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания. М., 2008. 784 с.
12. Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение. М.: Академия, 2008. 304 с.
13. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Гуманитарное знание: тезаурусный подход // Вестн. международной академии наук. Русская секция. 2006. № 1. С. 68–75.
14. Сидорина В. А. Проектирование методического обеспечения в системе непрерывного профессионального образования на основе тезаурусного подхода: автореф. … дис. канд. пед наук. Казань, 2003. 23 с.
15. Абдулмянова И. Р. Формирование профессионального тезауруса личности как цель профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 36–39.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 32 — 40
Скачиваний: 907